Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше писатель так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не к человеческому очагу, не к человеческому жилью. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в уродливом «сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвенья от тоски. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.
Вот женщина с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков... Удавиться тоже хотела, с веревки сняли», и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности. Соня Мармеладова, не имеющая возможности заработать честным трудом, преступает нравственные законы: идет на панель. С виду благоразумная мать, у которой муж-инвалид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь народа.
«Петербургские углы» описаны Достоевским с почти натуралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть в один из «углов» столицы — семью Мармеладовых, и ему открывается бездна. Мармеладов... Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, шут, своим «ораторством» потешающий кабацких завсегдатаев. Но этот «забавник» — человек подлинно трагической судьбы. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: «Некуда идти человеку, а ведь это надобно» . Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов.
Он остро осознает свою виновность: «А разве сердце у меня не а болит, что я пресмыкаюсь втуне?» Можно ли жалеть человека, укравшего последний грош у Ц своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «погибших и погибающих». Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговоренных к смерти. Всем содержанием романа Достоевский показывает полную невозможность найти какой-либо достойный выход, если оставаться в этом обществе, принимать его законы; жить в таком обществе человеку невозможно! Это главный вывод из романа.
В романе Достоевского перед нами встает образ «маленького человека», Петербург с его людьми, улицами, площадями. Это город социальных контрастов. Беспорядочным представляется городской пейзаж в романе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...»
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, «бедные люди». Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день, оттого была страшная духота». А комнаты? Они рисуются обычно в полумраке, «слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи... были лишены детства». Нечего было есть, приходилось но-сить «худенькую и разорванную всюду рубашку», спать на полу. О детях с тоской говорит и Раскольников: «Неужели не видала ты здесь, по углам, детей, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор».
Безысходное горе «маленького человека» мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть.
»Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, он не утратил чувства болезненной любви и жалости к своей несчастной семье. Но спасти ее он не в состоянии. Рассказывая о себе, о жене, о детях, Мармеладов употребляет высокие, торжественные слова. Этот опустившийся чиновник словно хочет, чтобы его не только жалели, но и уважали. Но не находит сострадания погибающий человек, безгранично одинокий в своем горе. Погибает Мармеладов под колесами щегольской коляски. Его жена Катерина Ивановна умирает в страшной нищете, ее предсмертный крик: «Заездили клячу!» — всему окружающему жестокому миру.
Соня Мармеладова, жалея своего отца и мачеху, своих младших сестер и братишек, стала жертвой развратника. Соня отдает все, но ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна, погибли бы дети, не подвернись тут «благодетель» Свидригайлов. Соня спасает Раскольникова, вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на грани их окончательного падения. Она не развращена душевно, тяжело страдающая, она ищет себе утешения - в религии. Соня Мармеладова — это человек будущего, в своей полной, ничем не искаженной красоте, даже и невозможной в современном мире, — цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества.
Под низким потолком нищенской конуры в уме холодного человека, студента Родиона Раскольникова, родилась чудовищная теория, толкнувшая его на преступление. Он упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества. Раскольников приходит к мысли, что человечество делится на два раз ряда: на людей «обыкновенных», составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей «необыкновенных», которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь даже перед преступлением. Стремления Раскольни-кова глубоко человечны: он думает о том, как можно избавить людей от невыносимых страданий. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на «тварь дрожащую» и «имеющих право» властвовать антигуманистична, она может служить лиш
Сестра Раскольникова, Дуня, как и Соня, готова пожертвовать своей красотой и молодостью ради горячо любимого брата — продать себя, выйдя замуж за преуспевающего дельца Лужина, чтобы иметь возможность помогать Родиону. Но ближе познакомившись с Лужиным, она понимает, что он восхваляет перед ней эгоизм и расчетливость как принципы жизни, ведущие к карьере и выгоде. И Дуня выгоняет жениха. Она не пошла по пути Сони, ее доброта, твердость воли, гордость не сломлены крайней нуждой. Она чиста.
Мать Родиона — бедная женщина. Всю жизнь она надрывает себя на работе, за которую платят гроши. Она всеми силами старается помочь своему сыну окончить университет, чтобы он всю свою жизнь не гнул спину, как это делает она.
Петербург в романе — не только город «униженных и оскорбленных», но и город людей сытых, «деловых», владык жизни — мелких и крупных хищников, занимающихся темными делами. Это Луиза Ивановна, Алена Ивановна, Дарья Францевна и другие.
Тип крупного дельца, ловкого хищника воплощен в образе Лужина. Достоевский с нескрываемой иронией и неприязнью рисует этого немолодого господина, «чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией».
Особое место в романе занимает Свидригайлов. Это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Однако в душе этого человека под тяжестью пороков еще теплится искра доброты. В отличие от Лужина и ему подобных Свидригайлов — фигура не только отталкивающая, но и трагичная.
И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским в романе картину человеческого бытия, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в нравственную силу, мужество, решимость героев найти путь и средства истинного служения людям — ведь они были и остаются «людьми». И потому, в конце концов, со светлым чувством закрываем мы эту книгу — одно из высочайших творений человеческого гения.Итак, с самых первых страниц романа его главный герой — студент, вернее, бывший студент Петербургского университета. Родион Раскольников одержим идеей, допускающей «кровь по совести». Раскольников долго размышляет над отечественной и зарубежной историей и видит, что прогресс осуществляется всегда за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Опустившись на дно жизни, не имея даже средств для продолжения учебы в университете (какая там учеба, когда он даже «спал... так как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал все что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье»), Родион задумал ценой «крови по совести», убийства совершенно бесполезной с точки зрения. здравого смысла, отжившей уже свой век старухи-процентщицы, с помощью ее денег осуществить прогресс своей жизни — безбедное существование, возможность нормально закончить университет и получить престижную работу.
Родион делит людей на две категории. К первой — «тварям дрожащим», принимающим молча и безропотно любой порядок вещей, он относит старуху. Ко вторым, «сильным мира сего», которым ничто не стоит нарушить любые моральные нормы, он относит не только Наполеона, Магомета, но и себя: «...Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»
А раз «право имеет», так и убивает: «Кровь хлынула как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая».
Казалось бы, мечта Раскольникова исполнилась: старуха мертва (правда, заодно пришлось «убрать» и случайного свидетеля, Лизавету), богатство (как потом выяснилось, лишь небольшая часть) в его руках, живи и радуйся, но герой наш не знает, что ему делать. Вообще, с какой целью он убил? Родион признается Сонечке Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту все равно должно было быть!»
Но преступление Раскольникова — не выход из тупика, а еще больший тупик. Родиона было по-человечески просто жаль, если бы он из-за страха разоблачения не воспользовался награбленным, затаился и жил по-прежнему тихо. Но ведь, совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественное положение к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь,
Эта «игра» иссушают, опустошают душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей, фактически он не старуху и ее сестру, а себя убил.
Раскольникова постоянно тянет к людям, а те не понимают его, принимают за сумасшедшего. И только Сонечка Мармеладова оказалась способна понять и почувствовать Раскольникова, сопереживать ему: «...он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак».
В классе мы часто спорили: как мог Раскольников полюбить, мягко говоря, проститутку и, в свою очередь, что толкнуло Соню на любовь к убийце? Конечно, я склоняюсь к точке зрения, и уже доказал выше, что и проституция Сони, и убийства Раскольникова были вынужденными, лишь способами спасения себя или близких от голодной смерти.
И я рад, что Достоевский показывает читателям, как их обоих очищает взаимное чувство, возрождает к жизни любовь. Именно желание примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника толкнуло Раскольникова к Соне: «Нет, мне не слез ее
Надобно было... Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека
Посмотреть!» Тоска по человеку заставляет Раскольникова принять от Сонечки «простонародный крестик». Простонародность тут не случайна. В своем бунте герой преступен перед законами божескими и человеческими, которые живут в народе в виде изначальных основ христианской нравственности. Судить Раскольникова по совести может только Сонечка Мармеладова. Это суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью. С образом Сонечки, на мой взгляд, связана идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России.