Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений яв¬ляется «Преступление и наказание».
Проблема, над которой бился главный герой Досто¬евского Раскольников (как освободить человека от страданий), оказалась в романе нераскрытой, ибо автор и сам не видел путей ее решения. Но на пути к ее ре¬шению автор исследует и раскрывает трагические про¬тиворечия действительности, которая несправедливо губит человека, давит его.
Мир героев романа «Преступление и наказание» тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница — это «убийца и блудница». Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.
В романе почти' все — «бывшие». Раскольни¬ков — «бывший студент», Мармеладов — бывший чиновник, Соня — бывшая барышня, малыши Кате¬рины Ивановны — бывшие «дворянские дети», кото¬рых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторг¬нуты от реальной житейской практики. Почти все они вроде бы не заняты ничем, нет у них и нормаль¬ного семейного очага, своего крова, все люди в ро¬мане — осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в но¬мерах, в углах, на временном пристанище у знако¬мых. Многих из них гонят и с этого случайного мес¬та. Страшно звучит вопрос Мармеладова: «Понимае¬те ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...» Почти все они вольные или невольные «вечные странники». Нету у них и душевного покоя. Да и весь Петербург вообще — «город полусумас¬шедших». Настрой у большинства героев отрица¬тельный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными: вот жен-щина бросается с моста в реку.
Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармела¬дов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Ни¬щие, они вынуждены просить милостыню.
Эти картины — неизбежная принадлежность пе¬тербургской жизни.
Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Кто же виновник всего этого? Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Соню толкает на панель.
Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского.
Ведь и преступление Раскольникова есть отчасти про¬тест против ненормальности социального устройства. Особенно же волновала его участь детей. Дети — на¬дежда каждого народа, его будущее.
Страдания детей для Достоевского — один из глав¬ных признаков несправедливо устроенного мира.
На страницах романа писатель, рассказывая о жиз¬ни детей, разоблачает чудовищную преступность об¬щества, потому что в этом обществе страдают дети, льются детские слезы.
О жизни детей в условиях капиталистического го¬рода говорили и современники Достоевского: писатели и художники.
Достоевский говорит о горькой доле детей, об их страданиях и этим разоблачает существующий строй.
Писатель считал, что общество, в котором страдают дети, — преступно.
Главный герой романа — Раскольников, но все его поступки обращены к детям. При виде пьяной девочки Раскольников испытывает чувство гнева к франту, не¬нависть к тем, кто ее погубил, желание помочь девоч¬ке.
Такой процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к чер¬ту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не ме¬шать».
При встрече с несчастными детьми у Раскольнико¬ва обостряется ненависть к окружающему миру. Сле¬зы Коли и Лени, робкий потерянный взгляд Поли, вы-нужденных просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце, не вызвать возмущения сущест¬вующим строем, который уродует людей, делает их несчастными. «Высокая и тоненькая, как спичка, По¬ля, обхватившая его (брата) шею своею длинною, вы- сохшею рукой. Она со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, кото¬рые казались еще больше на ее испуганном и исху¬давшем личике».
Как и Достоевский, Раскольников видит в детях чи¬стоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Чистый мир души раскрывается в сне Раскольникова.
Видя, как избивают старую клячу, Родя плачет. «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, об¬хватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачками на Ми-колку.
— Папочка! За что они... бедную лошадку... уби¬ли!»
Взрослые, видя эту картину, остаются равнодуш¬ными. Все лучшее, что несут взрослые герои романа, Достоевский связывает с миром ребенка.
Соню озаряет ореол чистоты и даже святости, и в этом вопиющий контраст с ее грязной профессией. Страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Ведь дети не только тепло и свет для людей в настоящем, они — их будущее. Без них невозможна жизнь челове-чества на земле.
Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Достоевский. Да и не только в детскую.
Достоевский не пишет о жизни каждого дня.
На похоронах Ф. М. Достоевского среди множества венков был венок и от русских детей.
Читая произведения Достоевского, мы проникаем¬ся состраданием. Это очень нужное человеку чувство: сострадание. Мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души. Хотелось бы, чтобы это пони¬мали все.
Ф. М. Достоевский был одним из самых серьезных русских писателей, он ставил в своих книгах трудней¬шие философские проблемы. Одновременно он владел искусством увлекательного чтения.
Его читают и будут читать, пока существует чело¬вечество.
В произведениях Достоевского много удивительных мыслей, идей. Но самой удивительной мне кажется вот эта: «Жизнь хороша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвердить каждый»