Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она, фактически, отменила крепостное право, что, безусловно, можно считать благом для народа. Однако вместе с отменой крепостного права произошли очень многие не менее важные изменения в обществе. Во-первых, Россия окончательно встала на капиталистические рельсы развития. Она очень быстро стала переходить от одной модели общества к другой. Но скорость перехода оказалась слишком высока, чтобы не произвести побочных эффектов. Ведь Россия делала за десятилетие то, на что многим странам Европы требовались века. Причем наша и без того шаткая экономика претерпела очередной кризис.
Все это породило огромную волну безработицы, проституции и пьянства. Проблема «трезвости» приобрела общегосударственное значение. В апреле 1865 года в Петербурге была учреждена комиссия для пересмотра правил о торговле крепкими напитками в целях ограничения их «излишнего потребления в народе». Большинство писателей того времени, так или иначе, затрагивали эту проблему. Федор Михайлович Достоевский наиболее остро поставил ее в произведении «Преступление и наказание».
Одна из сюжетных линий этого романа имела прототип отдельное произведение. Оно называлось «Пьяненькие» и было включено только в третью редакцию. Первые две редакции «Преступления и наказания» планировались просто как «психологический отчет одного преступления». Молодой человек мещанского происхождения не имел твердых понятий и идеалов, считал, что, совершив «небольшое» преступление, он без труда окупит его будущими благодеяниями. Но тяга к добру и справедливости восторжествовала в его характере, и он сам, добровольно, пошел раскаиваться. Это и составляло «идейный скелет» романа. Но замысел постепенно изменяется, и преступник переходит от идей «убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел» к «идее Наполеона» идее «власти ради власти», причем, не отказываясь полностью от первой. Раскол, произошедший в душе Родиона Раскольникова, заметен на всем протяжении повествования.В центре многих романов Достоевского находится одна необыкновенная, загадочная личность. И все герои занимаются разгадкой тайны этого человека, к примеру, князя Мышкина в «Идиоте». Все лица и события в «Преступлении и наказании» располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него. Первое впечатление оставляет его речь, прерывистая и нескладная, она сразу же привлекает к себе внимание. Писатель часто включает в монологи Раскольникова описания его состояния (обычно крайне возбужденного), подчеркивая тем самым дисгармонию в его душе. Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных предложений. Одно слово - «вдруг» встречается на страницах романа около 560 раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский использует весь арсенал доступных ему художественных средств. Чтобы описать его подсознание и чувства, Достоевский использует сны. В первый раз Раскольникову снится, как мужик-Миколка засек насмерть свою
Похожий эффект оказывает на читателя маленькая деталь во время убийства. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. «Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора». Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В этом произведении есть очень много таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их только подсознанием. Например, числа «семь» и «одиннадцать», как бы преследующие Раскольникова.
Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании. Например, описание старухи-процентщицы, вся выразительность которого достигается за счет уменьшительных слов: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом … Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Даже образ Петербурга, созданный за счет нескольких коротких описаний, оказывается поразительно живым, непосредственно взаимодействующим с главным героем.
Возвращаясь к замыслу «Преступления и наказания», я хочу отметить, что одной из основных линий романа стала полемика с Чернышевским, с его теорией «разумного эгоизма». Достоевский открыто отрицал ее. Для этого он включил в эпилог третий сон Раскольникова. В нем трихины эгоизма поражают весь мир, «как чума», отчего люди становятся «бесноватыми, сумасшедшими», но считают себя «умными и непоколебимыми в истине». Начинаются страшные бедствия из-за непонимания между людьми. «Все и все погибает». Спастись могут «только несколько человек» «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей». Эти избранные, очевидно, люди глубокой веры, такие как Соня, которая является воплощением духовности в произведении. В этом сне Достоевский указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех норм, понятий, всех критериев добра и зла.