Роман "Преступление и наказа-ние" был задуман Ф.М. Досто-евским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложе-ния". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильны-ми личностями" ,ставящими се-бя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его ге-рой отвечают по-разному. Рас-кольников считает, что возмож-но, так как это "простая арифме-тика". Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка ( ведь Ро-дион убивает Лизавету и её не-родившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловече-ская теория Родиона Раскольни-кова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социаль-ным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладо-вым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных лю-дей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опроверга-ет эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной спра-ведливости насильственным пу-тём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляют-ся герои - "двойники" Расколь-никова. "Мы одного поля яго-ды" ,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сход-ство. Свидригайлов и Лужин ис-черпали идею отказа от "прин-ципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой пропове-дует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себя-любивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча про-поведовали, и выйдет, что лю-дей можно резать". Раскольников считает, что пре-ступать закон могут только "н