Творчество Ф. М. Достоевского — огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл его духовных исканий, так как они сопряжены с основными устремлениями человеческого духа. В центре всех произведений великого писателя стоит человек со своими противоречиями, страстями, слабостями и пороками. Ф. М. Достоевского прежде всего беспокоит забвение общественной мыслью человека и проблем его существования. Если о нем и говорят, то создают образ «человека-механика». Писатель видит недооценку личности человека как непосредственно в жизни, так и в художественной философской практике. В записных книжках можно увидеть немало упреков теоретикам, вроде следующего: «Вы человека не цените, люди без гуманности». И хотя писатель понимает, что современный ему человек далек от совершенства, он все равно отыскивает человечное в человеке. Человек — это загадочен, человек — это тайна. Сложность души человека — это исходная позиция философии писателя. В чем же, по Достоевскому, сила личности? В жертвенности. «Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест. На костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности... беда при этом случае хоть какой-нибудь самый малейший расчет в пользу собственной выгоды» — так писал Ф. М. Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях». Проблема сильной личности всецело захватывает писателя. И вот в 1866 году появляется роман «Преступление и наказание», в котором художник слова подходит к этой проблеме с философской и морально-нравственной позиций. Родион Раскольников не обычный преступник, а борец с социальной несправедливостью: им движет идея индивидуального мщения. Это даже не убийство старухи-процентщицы, а «бунт», тоска по делу, отчаянные поиски выхода. Он беден, живет в углу, напоминающем гроб, голодает, плохо одет. Герой бескорыстен. Есть у него какая-то сила проницательности в разгадывании людей. Он с первого взгляда угадывает лживых и ненавидит их. Раскольников ненавидит стародавний барский разврат свидригайловых, хозяев жизни. Это — люди разнузданных страстей, цинизма, любителей грязи. У Раскольникова есть два довода, приводящие его к преступлению. Один — внутренний, который живет в нем самом, в его гордости, в желании проверить себя и проверить на себе: «Наполеон я или нет». А другой — желание проверить свою «теорию». Это полный «бунт», отрицание мира и Бога, создавшего его. Вырваться из этой «тяжести земной», послужить исцелению общего горя, разрушить мир зла — основная задача Раскольникова. У героя великое сердце, и он будет стоять на своем. Раскольников человек идеи: «Старуха была только болезнь... Я переступить поскорее хотел... я не человека, я принцип убил!». Однако не переступил, остался на той стороне. Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», на «низших» и «высших». Первые служат только материалом для зарождения себе подобных, вторые — имеют талант, дар владеть новыми словами, руководить жизнью. И эти люди сделаны особо: «Настоящий властелин, кому все разрешается, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, громит Тулон; и он же по смерти становится кумиром, а стало быть, и все разрешается». Раскольников и захотел для каких-то в будущем благих целей проверить, «Наполеон или нет он?» Тут он стал запутываться, рассуждать, как себялюбец, только бы утвердиться в мысли, что ему все позволено. Желая сбросить «тяжес