Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокровенные уголки человеческой души, освещать «потемки» этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель. С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представителей «дна». К ним принадлежит семья Мармеладовых. Именно Семен Захарыч Мармеладов «посылается» Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над своей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить болезненную уверенность Родиона в своей правоте. И именно Соня Мармеладова до последних страниц романа сопровождает Раскольникова с единой целью — разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение. Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского «дна». Болезни, ссоры, беспросветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть... Никакое горе не пожелало обойти стороной эту многострадальную семью. Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, в одном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей неприглядной, маленькой жизни. Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности — ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку. И этот потерявший всякое человеческое лицо несчастный просит только одного: шанса на прощение. И, жалкий до омерзения поначалу, постепенно, по мере рассказа, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхождение, ведь видно: за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность; не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня «скота». Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по происхождению, приходится едва ли не хуже. Она не может ни в чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой... И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь