Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя «...давят ум глубочайшими, непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли...». Пожалуй, этими же словами можно охарактеризовать и прозу самого Достоевского. Самые главные, самые трудные вопросы затрагивает он в своих произведениях, самыми беспокойными мыслями наполнено его творчество. Жизнь писателя была богата тяжелыми потрясениями, внутренними драмами, а время его было насыщено борьбой старых и новых социальных сил, открывающей новые страницы истории. Произведения, создаваемые Достоевским, преисполнены глубочайшего смысла: с одной стороны, они освещают социальные и нравственные конфликты современности, с другой — раскрывают личные трагедии отдельно взятой личности. «Помутилось сердце человеческое»,— говорил Достоевский, размышляя о своей эпохе, наблюдая нравственное падение человека. Эти размышления подтолкнули писателя к созданию нового образа, отличающегося от героев предыдущих произведений и противопоставленного образу человека той эпохи. Автор задумал «изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого... быть ничего не может, в наше время особенно». В мировой литературе уже существовал опыт создания подобных героев: Дон-Кихот Сервантеса, «бедный рыцарь» Пушкина, Жан Вальжан Гюго. Появление князя Мышкина в России, встреча с петербургским обществом, полным эгоистичных стремлений, вызывает некоторые ассоциации со «вторым пришествием» Христа в суетливую, греховную жизнь людей. По замыслу автора князь Мышкин должен выполнить особую миссию — исцелить пораженные бездуховностью и эгоизмом души людей, возродить потерянную веру в высшее добро. Его появление, деятельное участие в человеческих судьбах должно было пробудить в людях ответное желание творить добро. Именно эта идея, по мнению великого писателя, лежит в основе христианской морали. В отличие от других героев романа князь Мышкин преисполнен естественной «детскости» и выходящей из нее «непосредственной чистоты нравственного чувства». Поражая всех своей наивностью, он не признает условностей, проявляющихся в сословных разграничениях. Уже в приемной Епанчиных он беседует с лакеем, как с равным по происхождению, что вызывает у того чувство некоторого презрения: «...князь просто дурачок и амбиции не имеет...». Но, в то же время, «князь ему почему-то нравился», и «как ни крепился лакей, а невозможно было не поддержать такой учтивый и вежливый разговор». У князя Мышкина полностью отсутствует то ущербное самолюбие, которое устанавливает барьер для свободных прояв