Тучи, как волосы, встали дыбом
Над дымной, бледной Невой.
Б. Пастернак
Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях
занимает описание природы. Век тому назад это явление в литературе было ярче, чем в наши дни. Это и понятно: природа тогда была несравнима по своей пышности с нынешней. Хотя, конечно, многое зависит от таланта писателя. Федор Михайлович Достоевский — психолог и философ. Он стремился отразить тончайшие движения человеческой души и поэтому часто прибегал к помощи пейзажа. Хочу отметить, что, по-моему, пейзаж помогал Достоевскому восполнять события и образы героев. На мой взгляд, ему не очень удавались просто портреты его героев, как, например, я вижу портрет пушкинского Онегина или лермонтовского Печорина. Но зато через окружающую природу или взгляды героев на природу Достоевский эффектно создает психологические образы участников событий его произведений.
В романе “Униженные и оскорбленные” события предельно сжаты и проходят за очень короткий промежуток времени. Психологические конфликты развиваются в форме острых и напряженных диалогов. Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувствах, переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир. А мир — это природа, которая помогает писателю четче выявить характеры проникновенных исповедей Ихменева и Нелли или циничных откровений князя Валковского.
Роман начинается символической картиной вечернего Петербурга: “К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и гр
Природа у Достоевского — всегда ключ к предстоящим событиям. Иван Петрович, который после смерти Смита переехал на его квартиру, говорит о своей грусти и, как рассказчик, сосредоточивает наше внимание на том, что “погода была ненастная и холодная”, “шел мокрый снег”, но к вечеру “проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул и в мою комнату”. “Заблудший луч” предвещает появление Нелли — внучки Смита. А в четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихмене-ва с Наташей предшествует замечательное явление: раздается “довольно сильный удар грома”. Глава кончается тем, что Ихменев прощает свою дочь. О Наташе автор пишет: “Платочек, которым она накрыла голову, сбился у нее на затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя”. Природа здесь свидетельствует об очищении человеческой души. В своей исповеди, изложенной в последующей главе, Ихменев разъясняет подлинный смысл символа природы. “Она здесь, опять у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, боже, за все, за все и за гнев твой, и за милость твою! И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!”
Итак, Достоевский не только очеловечивает природу, но и очень удачно сливает ее явления с действием, а также с портретами и характерами героев.