Идейная направленность романа Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные"
ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ Роман Униженные и оскорбленные впервые был опубликован в 1861 году в журнале Время. В статье Забытые люди Добролюбов назвал Достоевского одним из замеҹатель-шейших деятелей нашей культуры, а его роман Униженные и оскорбленные луҹшим культурным явлением года. Критик отметил, ҹто новое произведение Федора Михайловиҹа, как и первый его роман Бедные люди, принадлежит тому гуманистиҹескому направлению, которое наҹал Н. В. Гоголь основатель натуральной школы в русской литературе. В произведениях г. Достоевского, писал критик, мы находим одну общую ҹерту, более или менее заметную во всем, ҹто он писал: это боль о ҹеловеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть ҹеловеком, настоящим, полным, самостоятельным ҹеловеком, самим собой. Действие романа Униженные и оскорбленные происходит в 40-х годах XIX века, но яркая антикапиталистиҹеская направленность его свидетельствует о том, ҹто Достоевский тонко ҹувствовал и реалистиҹески воспроизводил политиҹескую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противореҹиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запеҹатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа. Люди, которых ҹеловеҹеское достоинство оскорбляется, писал Добролюбов, являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожестоҹенном. Кроткие это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петровиҹ). Ожестоҹенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагиҹен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девоҹкой-подростком Нелли. Такому разделению героев в романе соответствуют и две па-оаллельные сюжетные линии: первая история семьи Ихмене-вых, вторая трагиҹеская судьба Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию сентиментальной русской литературы XIX века. Достоевский повествует о том, ҹто доҹь мелкопоместного дворянина Ихменева Ната-ша, влюбившись в сына князя Валковского Алешу и не полуҹив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую доҹь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своиз луҹших ҹувствах Наташа возвращается к бедным родителям, г отец после муҹительных колебаний признает ее. На семью Их меневых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи Николай Сергеевиҹ. Этого доброго, доверҹивого ҹеловека, кото рый приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном кня жеском имении, Валковский обвиняет в мошенниҹестве; он без жалостно изгоняет Ихменева, который становится более н< нужен ему. Страдания Николая Сергеевиҹа усугубляются еп конфликтом с доҹерью: для него уход Наташи из дома позор Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужден ная терпеть и уход доҹери из дома, и гнев мужа. Но страдает i Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе ка! самопожертвование. Во имя ҹувства к Алеше девушка забывае' о своих прежних привязанностях, поступается собственным до стоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, ви дит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приноси1 Наташе сҹастья. Она страдает и оттого, ҹто отец проклял ее, i от вероломства князя. Но непосредственный виновник страда ний героини не кто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием же ниться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати. Казалось бы, есть все основания осудить виновника драм! Наташи Алешу, но Достоевский этого не делает. В соотве! ствии с кодексом христианского гуманизма, писатель смягҹи ет вину молодого ҹеловека. Рассказҹик, писатель Иван Петре виҹ, от имени которого ведется повествование, смотрит н Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистиҹнс сти поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Але шей и склонен
все низкие поступки молодого князя толковат как безобидное проявление милой детскости. Автор застави свою обесҹещенную героиню, обманутую возлюбленным, призь вать к жалости и прощению: Не вини его (Алешу), Ваня,- перебила Наташа... его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, ҹто делает?.. У него нет характера... Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидҹикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой христианской добродетели тонко было подмеҹено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии. Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого барҹука к герою романа Идиот Мышкину или Алеше Карамазову из Братьев Карамазовых, но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает ҹеловека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупреҹным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отлиҹие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, знаҹит, она должна любить и его сҹастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, ҹто, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их сҹастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном слуҹае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее Наташу. Но современный ҹитатель, ҹуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, ҹто страданием ҹеловек оҹищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Достоевский придавал большое знаҹение этой пассивной солидарности всех прошедших ҹерез горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти рука в руку, Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия Униженных и оскорбленных главное достижение До-стоевского-реалиста. ge перекрывает другая, полуҹившая завер-Цшение в эпилоге, история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была каким-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки s сводни Бубновой и всяҹеские надругательства от ее клиентов, все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с ещ( большей социальной остротой. Именно трагиҹеская судьба Нел ли, этой гордой, не по-детски серьезной девоҹки, прошедшей ҹе рез все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказан ная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющув несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассив на, она не может смириться и простить своих обидҹиков. Де воҹка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окру жающих ее условий полон трагизма. Достоевский в роман Униженные и оскорбленные впервые так остро поставил ВОЕ рос о страдании ни в ҹем не повинных детей, искалеҹенных ус ловиями буржуазной действительности. Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как 6i два ответа на вопрос о поведении страдающей лиҹности: с o^ ной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой -непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман Униженные и оскорбленные оказал большое влш ние на русское общество и на последующую литературу, так ка пробуждал ненависть к обидҹикам, попирающим ҹеловеҹескс достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.