Современная литература отображает различные стороны жизни людей. В. Дудинцевым накоплен некоторый опыт изображения сложных путей ученых в смутные годы “администрирования науки”. В “Белых одеждах” несомненным достижением стало слияние конкретных примет тяжелого периода борьбы “лы-сенковщины” против генетики в 50-е годы с обобщенными представлениями о непростой судьбе подлинных научных открытий. В романе много сильных переживаний, что и обусловило напряженность его восприятия. Причем живыми, эмоциональными характерами обладают представители обеих враждующих партий. Нет бледной добродетели, нет и схематического порока. Их взаимодействие поэтому протекает остро.
Изображена зловещая атмосфера царствования самозванцев в биологии. Истинные таланты вынуждены не только скрывать свой труд: во имя его сохранения необходимо раскрыть роль сторонников официальной жизни. Именно так внешне ведут себя Иван Ильич Стригалев, Светозар Александрович Посошков, Федор Иванович Дежкин, старик, редактор журнала “Проблемы ботаники”. За всеми ними неотступно следует недремлющее око власти, общение с нею смертельно опасно; как только она предугадывает малейшую самостоятельность “подопечных” — начинается жестокая расправа с ними по каналам МВД. Но враги настоящей науки борются с учеными под маской заботы о благе. Это обстоятельство предопределило своеобразное раскрытие преступных властителей — через внешний облик, манеру поведения, противоположные их внутренней сущности.
В образе главного ниспровергателя генетики Кассиана Дамиановича Рядно подобная манера мастерски передана писателем. В образе Рядно взаимообусловлены жажда научной власти и бездарность; беспринципность и лицемерие рассуждений о высоких материях, жестокость и вкрадчивость в общении с окружающ
Роман Дудинцева, при всей остроте критического начала, посвящен все-таки противникам Рядно. Глубокое чувство восхищения отдано тому, у кого мысли о своем уступают место мыслям о том, что “нужно всем”, кто подпал “под власть своего призвания”. Таких героев, как говорилось, в книге много, в центре внимания — Стригалев, Посошков, Дежкин. У Стригале-ва. Посошкова, Дежкина в чем-то очень схожая судьба. Стрига-лева, одинокого человека, в разгар его работы арестовывают, он гибнет. Посошков, оставленный женой и сыном, вынужден, чт"обы избежать насилия, покончить с собой. Дежин, потерявший любимую Леночку — ее как участницу деятельности Стри-галева ссылают, — тайно уезжает в глубокую деревню, где долгие годы, ничего не зная о жене и сыне, продолжает эксперимент Стригалева. Уже в самом мужестве, упорстве, самоотверженности этих людей читается их духовное родство. Очень важно и другое впечатление от “Белых одежд”. В беспросветной атмосфере “лысенковщины” противостоят ей не отдельные “избранники” судьбы, а множество духовно здоровых, мужественных людей. Любые горькие испытания не могут уничтожить подлинные завоевания разума.