Современная литература отображает различные стороны жизни людей. У В. Дудинцева накоплен некоторый опыт изображения сложных путей ученых в смутные годы “администрирования науки”. В произведении “Белые одежды” несомненным достижением стало слияние конкретных примет тяжелого периода: борьба “лысенковщины” против генетики в 50-е годы, с обобщенными представлениями о непростой судьбе подлинных научных открытий. В романе много сильных переживаний, что и обусловило напряженность его восприятия. Причем живыми, эмоциональными характерами обладают представители обеих враждующих партий. Нет бледной добродетели, нет и схематического порока. Их взаимодействие поэтому протекает остро. Изображена зловещая атмосфера царствования самозванцев в биологии. Истинные таланты вынуждены не только скрывать свой труд: во имя его сохранения необходимо раскрыть роль сторонников официальной жизни. Именно так внешне ведут себя Иван Ильич Стригал ев, Светозар Алексеевич Посот-ков, Федор Иванович Демкин, старик, редактор журнала “Проблемы ботаники”. За всеми ними неотступно следует недремлющее око власти, общение с нею смертельно опасно, как только она предугадывает малейшую самостоятельность “подопечных” — начинается жестокая расправа с ними по каналам МВД. Но враги настоящей науки борются с учеными под маской заботы о благе. Это обстоятельство предопределило своеобразное раскрытие преступных властителей — через внешний облик, манеру поведения, противоположные их внутренней сущности. В образе главного ниспровергателя генетики Кассиана Долмановича Рядно подобная манера мастерски передана писателем. В образе Рядно взаимообусловлены жажда научной власти и бездарность; беспринципность и лицемерие рассуждений о высоких материях, жестокость и вкрадчивость в общении с окр