Своей поэмой Блок утверждает, что поэт должен активно участвовать и общественной жизни и выполнять свой гражданский долг, а не укрываться в безмятежном саду «чистого искусства». Попробуем назвать поэтов «чистого искусства», предшественников и учителей Блока. Вспоминая о литературных вкусах и увлечениях автора «Соловьиного сада», все назовут наряду с другими иолами Л. А. Фета, стихи которого хорошо знал и любил Блок.
* Стихотворение А. Фета «Ключ»:
* Меж селеньем и рощей нагорной
* Вьется светлою лентой река,
* А в храме над озимью черной
* Яркий крест поднялся в облака.
* И толпой голосистой и жадной
* Все к заре набежит со степей,
* Точно весть над волною прохладной
* Пронеслась: освежись и испей!
* Я ночного певца не спугну
* И устами, спаленными зноем,
* К освежительной влаге прильну
Что роднит поэму «Соловьиный сад» с фетовским стихотворением. Фет сумел передать чарующую и манящую прелесть «освежительной влаги», тенистой рощи и соловьиного зова. («Вьется светлою лентой река», «к журчащему сладко ручью», «к освежительной влаге прильну», «зов соловьиный», «точно весть над водою прохладной пронеслась; освежись и испей!»). Таким же привлекательным изображен и соловьиный сад Блока. Лирический герой стихотворения «Ключ» стремится к тому блаженству, которое, мы видели, нашел 18 «утонувшей в розах стеной» герой «Соловьиного сада»
Следует отметить, что литературоведы и своих исследованиях обратили внимание на подтекст «Соловьиного сада», на полемическую направленность этой поэмы Блока в отношении стихотворения А. Фета «Ключ». Такую мысль впервые высказал В. Я. Кирпотин и статье «Полемический подтекст «Соловьиного сада». Каким бы привлекательным ни казался «соловьиный сад», как бы трудно ни было с ним расставаться, долг поэта идти в гущу жизни, откликаясь на ее призывы. Поэтому для Блока было особенно важным показать жизнь в соловьином саду столь чарующей и пленительной. И рассказывать о ней нужно было такими же пленительными, сладкозвучными стихами.
Из черновиков поэмы можно видеть, что она строилась первоначально как рассказ от третьего лица («Он ломает…» и т. п.). Заменив впоследствии лицо рассказчика, Блок сделал повествование более эмоциональным, близким читателю, внес в него автобиографические элементы. Благодаря этому, мы воспринимаем поэму не как рассказ о печальной судьбе какого-то бедняка, а как взволнованную исповедь рассказчика о своих переживаниях, о своей душевной борьбе. Смысл «Соловьиного сада» нельзя поэтому свести лишь к полемике с Фетом или другими сторонниками «чистого искусства».
Эта поэма, делает вывод В. Кирпотин, была не только «ответом на разветвленный и шумный спор о назначении писателя и о путях русской интеллигенции».