Фабула поэмы «Анна Снегина» — это любовная история в мире, перевернутом революцией. Герои поэмы вовлечены в водоворот революционных событий. Начало поэмы — февральская революция, окончание — гражданская война. В поэме преломление эпохи показано через людей.
Поэма «Анна Снегина» в значительной степени автобиографична. Лето 1918 года Есенин провел в селе и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне.
Вся поэма выдержана в элегическом, грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой безответной любви. Он приезжает в село, где все напоминает ему о юности. Но деревня сильно изменилась.
В «Анне Снегиной», наряду с нежными, лиричными воспоминаниями своего детства, своей первой любви, присутствует основная цель, идея — показать деревню, крестьян, а вместе с тем их думы, мысли, измененные революцией. Но как, в какую сторону изменился тихий ход их жизни, стал ли быт крестьян лучше, богаче? Или наоборот?
Житье у них было плохое, Почти вся деревня вскачь Пахала одной сохою На паре заезженных кляч.
Сложная, противоречивая гамма чувств в душе поэта, его стихах отражала драматизм послевоенной действительности и, в частности, судьбы русских крестьян. Все это отозвалось не одной печальной трагической нотой в поэзии Есенина, наполненной светом доброты, сострадания, милосердия к людям, ко всему живому на земле.
Многое из того, что произошло в России в октябрьские дни, Есенин не понял и поэтому не смог принять, не смог со всей силой воспеть в своих стихах:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямках!
И сколько зароют еще!
Эти строки Есенина, наполненные и гордостью, и радостью, и болью за человека, за его судьбу, проникнутые нескрываемой тревогой за будущее всего человечества, всей нашей планеты, могли бы по праву стать эпиграфом ко всем есенинским стихам и поэмам.
Но как бы ни была резка позиция Есенина по отношению к революции, он тянулся к большевикам, людям, которые так резко, вдруг смогли изменить мир. Поэта интересовали они вначале больше стихийно, чем сознательно: «Говорят, что я большевик. Да, я рад зауздать землю...»
Интересна в этом отношении одна из ключевых, кульминационных сцен «Анны Снегиной», когда радовские мужики настойчиво «пытают» земляка, героя поэмы о главном для них в революции:
... Скажи:
отойдут ли крестьянам
без выкупа пашни господ?
И далее - кет о самом сокровенном:
«Скажи,
Кто такой Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он-вы».
Таков ответ героя «Анны Снегиной» крестьянам и, в еще большей степени, ответ самому себе.
Вот так многосторонне отразилась основная идея в поэме Есенина: с одной сто-роны—доказательства ненужности революционного переворота в России («Я чувствую всю трагедию, которая произошла с
Героиня поэмы важна для целостного восприятия произведения. С героиней у лирического героя связаны одни из самых дорогих воспоминаний его юности. Что же позволило Анне Снегиной не потерять себя окончательно в эмигрантских потемках? Любовь! Ее письмо с «лондонской печатью» в Россию, письмо — исповедь к человеку, который когда-то ее любил и о котором она теперь думает с особой теплотой и надеждой:
Но вы м не по-прежнему милы, Как родина и как весна.
Анна по-доброму неповторимо осенена любовью, от которой и самому Есенину становится теплее, и как-то вдруг пропадают его слова о
безысходности любви, а взамен: Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и пас.
Есенин был глубоко убежден: истоки «песенного слова» в народе. Поэтому вся поэма написана простым и доступным языком. Этот стиль, размеры стиха напоминают его ранние, такие задушевные и народные стихи.
Поэма «Анна Снегина» показывает жизнь людей в революционные годы. Анна Снегина, помещица в селе, в дни революции теряет свой дом. Она уезжает в эмиграцию, не в силах смириться с переменами. Герой же остается на родине.
В сущности, вся суть, все значение революции отразилось в нескольких строчках:
Эх, удаль! Цветение в далях! Недаром чумазый сброд Играл по дворам на роялях Коровам тамбовский фокстрот... ... Фефела! Кормилиц!Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных «катек» Он даст себя выдрать кнутом.
Мир изменился — люди не меняются. Только лезет наружу то потаенное, что раньше не бросалось в глаза. Стремление людей к власти, корыстолюбие, отсутствие чувства собственного достоинства — все это одна из сторон революции.
Одним из важных образов поэмы является образ. Оглоблина Прона, который получает нелицеприятную характеристику:
...булдыжиик, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, Сутра по педелям пьян. И нагло в третьем годе, Когда объявили войну, При всем честном народе Убил топором старшину. Таких теперь тысячи стало -Творить на свободе гнусь. Пропала Расея, пропала, Погибла кормилица-Русь.
И этот Прон со своим братом Лабутей становится хозяином жизни, когда к власти приходят Советы.
В конце поэмы Оглоблин Прон расстрелян, после него ничего не осталось. В сущности, это попытка подвести итоги случившемуся, прояснить будущее. Но Есенин, вместо попыток обрисовать будущее с новой властью, возвращается в прошлое. Об этом говорит возвращение в ту же деревню через шесть лет, письмо-воспоминание о любви от Снегиной.
Судьба человека революционной эпохи может быть трагичной и печальной, именно об этом пишет Есенин в своей поэме. Трагизм ситуации заключается не только в многочисленных жертвах революции, в смене деревенского быта. Это еще и невозвратность прошлого, печаль по светлым и веселым дням юности.