Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
А.С.Пушкин
В творчестве каждого поэта, как говорил В.Г.Белинский (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», пятая статья), можно выявить главный пафос. Внутренний движущий мотив поэзии Есенина —любовь к родине, которая и сделала творчество поэта народным. Есенин сам объяснял свою поэзию так: «Обратите внимание, что у меня почти нет любовных мотивов. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве».
В ранних стихах Есенина (1914 — 1916) представлена главным образом пейзажная лирика, когда поэт выражает любовь к родному краю, тонкое понимание природы, грусть, что эта красота так скоротечна, и восхищение прелестью мира. Поэт описывает русскую природу родной ему средней полосы, неброскую, незаметную:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(«Край любимый! Сердцу снятся...» 1914)
Ранние стихотворения Есенина исполнены проникновенного ощущения родных просторов с их глухой тоской и вместе с тем потаённой мощью. Лирический герой Есенина заявляет о своей безграничной любви к родине:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь, моя родная...» 1914)
Поэт находит простые и чудесные сравнения, чтобы передать своё восхищение родиной, родной землёй:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
(«Запели тёсаные дроги...» 1916)
Есенин в самом начале творческого пути выступает как замечательный лирик, певец русской природы. Социальная сторона деревенской жизни, классовые противоречия в крестьянском мире остаются вне его интересов, не включаются в его чисто лирические впечатления. Главное, что вызывает поэтическое восхищение Есенина, откуда он берёт образы и краски, — это «древняя», патриархальная Русь.
Второй период творчества Есенина (1917 — 1918) начинается с Февральской революции. Это событие, а также последующую Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. Патриотическая тема зазвучала по-новому: Есенин выразил свою любовь к народу, совершившему подвиг собственного освобождения. В стихотворении «Небесный барабанщик» (1918) поэт восклицает:
Листьями звёзды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и в небесах!
Революционные события наполняют образ родины в поэзии Есенина новым социальным содержанием: стихи 1917— 1918 годов полны переосмысленной религиозной символикой и библейскими образами. В поэме «Иорданская голубица» (1918) Есенин славит «отчалившую Русь», которая взлетела, подобно лебедю, высоко в небо, и выразительно передаёт масштабность исторического события:
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.
Стихи этого времени оптимистичны, в них живёт надежда автора на светлую судьбу родины:
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
(«О пашни, пашни, пашни...» 1917 — 1918)
Время воспевания революции сменяется в творчестве Есенина трагическим периодом (1919 — 1923) непонимания-неприятия происходящих в России социальных перемен. В стихах этих лет выражена тоска по утраченной прелести тихой деревенской жизни и образное противопоставление города и деревни. Теперь всё чаще появляются строки, полные душевного смятения и грусти. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» (1920) автор предрекает конец деревенской России, а значит, и свою собственную смерть:
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёй пролитый,
Соберёт его чёрная горсть.
Очень тяжело поэт переживает революционный слом патриархальных устоев русской деревни. Это своё мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенин выразил в поэме «Сорокоуст» (1920). Символично название поэмы, так как сорокоуст — это молитва по покойнику. Рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребёнка, получает у поэта глубокий внутренний смысл. Для Есенина эта поэма стала своеобразным реквиемом по русской деревне:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Чёрт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
В «Сорокоусте» явственно звучит неподдельная тревога за судьбу «полевой России», которую, по мнению поэта, готов прибрать к рукам «железный гость». Поэт рисует эту страшную картину, и становится понятно, с какой болью Есенин воспринимал революционные преобразования в деревне:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу тебе выхожу!
(«Мир таинственный, мир мой древний...» 1922)
В последний период творчества (1924 — 1925) патриотическая тема у Есенина обогащается новыми образами и идеями, так как поэт, можно сказать, примиряется с советской действительностью. Если в ранних стихах он воспевает «Русь древнюю», бедную, смиренную, то теперь заявляет:
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
(«Неуютная жидкая лунность...» 1925)
Высокое достоинство Есенина, человека и поэта, проявляется в его последних стихах, где он выразил беспощадную истину: виноват не новый мир, а наше отношение к новому миру:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по пол
Нищету твою видеть больно
И берёзам и тополям.
(«Неуютная жидкая лунность...» 1925)
Более подробно описывает поэт новую деревню в стихотворении «Русь советская» (1924): он видит сходку крестьян, которые обсуждают свои проблемы; деревенских комсомольцев, поющих агитки Демьяна Бедного; и понимает с грустью, что его время проходит:
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать.
Хотя Есенин чувствует себя человеком старого склада, он не изменяет своей любви к так сильно изменившейся родине. Разговаривая с молодой армянкой Шаганэ в далёком Батуми, поэт признаётся в любви не к ней, а к родным рязанским просторам:
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
(«Шаганэ ты моя, Шаганэ...» 1924)
Несмотря на все огорчения, разочарования, он твёрдо и спокойно заявляет в конце жизни:
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй,всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
(«Спит ковыль. Равнина дорогая...» 1925)
В лиро-эпической поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин возвращается к тем же важнейшим событиям русской истории, которые в своё время находили отклик в его ранних произведениях. Но теперь он делает попытку осознать эти события в их последовательности, дать целостное представление о пережитой эпохе. Самое интересное в поэме — новая точка зрения поэта на то, о чём он когда-то писал, и более широкий кругозор, более глубокие оценки крупнейших исторических событий, которым он был свидетелем.
Первое историческое событие, представленное в поэме, — империалистическая война. В стихах Есенина, относящихся к 1914 - 1916 годам, преобладали мотивы любви к родине, замечательные описания родной природы, но не было даже попытки оценить политическую и социальную сущность войны. В «Анне Снегиной» выражен взгляд на войну — резко отрицательный и мотивированный:
Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё! (2)
Теперь поэт отмечает такие обстоятельства деревенской жизни в годы войны, о которых раньше не писал. Например, Прон Оглоблин на сходе зарубил старшину, объявившего о начале войны, а значит, и о мобилизации.
Второе событие в поэме — Февральская революция, провозгласившая демократические свободы. К данному событию лирический герой относится иронически: у власти «калифствовал Керенский на белом коне» (1), а война продолжалась. Автор рисует сцены взбаламученной деревни: мужики толкуют о новых законах, требуют помещичью землю и, не получая её, спрашивают:
Зачем же тогда на фронте
Мы губим себя и других? (2)
Крестьяне уже слышали имя Ленина, они выступают против помещицы Снегиной, у них есть вожак—Прон Оглоблин. В поэме ничего не осталось от христианской условной символики, которую Есенин использовал в стихах 1917 — 1918 годов. Теперь революция изображается через судьбы конкретных героев, о революции поэту сообщает Прон:
Дружище!
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех р-раз и квас!
Без всякого выкупа с лета
Мы пашни берём и леса.
В России теперь Советы
И Ленин — старшой комиссар. (4)
Прон говорит и о коммуне, которую хочет сейчас же организовать в своей деревне.
Раньше Есенин писал о деревне вообще, как бы не замечая расслоения крестьянства, изображая крестьянскую массу в целом, а не конкретных героев из народа. В «Анне Снегиной» представлен новый взгляд поэта на окружающий мир: Радово, откуда родом разговорчивый возница, — богатое село с домами под железными крышами, а рядом — нищая деревня Криуша, откуда родом Прон Оглоблин:
Житьё у них было плохое,
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч. (1)
В поэме подробно описывается Прон. Это первый реалистический образ советского крестьянина в есенинском творчестве. Он большевик, возглавил борьбу бедноты за землю и советскую власть, был убит деникинцами.
Однако эпические события в поэме — это всё-таки жизненный фон, на котором раскрывается главная, лирическая, тема поэмы — история любви. В «Анне Снегиной» автор не только сохранил, но и углубил своё лирическое дарование, хотя в поэме нет погружённости в собственные переживания, нет отгороженности от общественной жизни, которая раньше была присуща Есенину. «Анна Снегина» демонстрирует органическое соединение лирической темы с размышлениями главного героя поэмы над судьбами родной страны.
Подводя итог, следует отметить, что талант Есенина раскрылся особенно ярко и самобытно в лирических стихах и поэмах, они до сих пор производят сильное впечатление благодаря предельной открытости (откровенности), с которой поэт рассказывает о своих чувствах. Есенин принадлежал к группе крестьянских поэтов, но в его творчестве крестьянская тема не замыкается на проблемах деревни, а открыта навстречу окружающему миру и слита с темой родины, то есть у Есенина образ деревни неотделим от образа России. Открытость поэзии Есенина проявилась и в его готовности встретить лицом к лицу самые крутые (революционные) повороты российской истории.
На глазах поэта родина пережила эпоху, короткую по времени, но переломную по сути, прошла путь от «Руси полевой», патриархальной к «Руси советской». Этот исторический период Есенин отразил в своём творчестве, поэтому и образ родины в его лирике постепенно менялся. В раннем творчестве родина представлялась ему идеальной страной — страной традиционной крестьянской мечты; в годы революции — богоизбранной страной, воплощённым земным раем; потом живая, деревенская Россия погибала от «железного» социализма, подавляющего индивидуальную личность; в позднем творчестве поэт признаёт победу нового строя в родной стране, но есенинский лирический герой не может принять советской жизни полностью.
Любовь к родине связывает все лирические произведения Есенина: стихи общественной и исторической тематики, стихи о природе, о любви, о смерти. В этом единстве проявилась яркая неповторимость творчества Есенина.