Тема родины – одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней,
с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве и в Петербурге, и
за границей, возвращаясь ( в родную деревушку) только иногда. Расставания с родной землей заставили поэта
почувствовать горечь разлуки. Россия – дом Сергея Есенина, его колыбель.
Начиная уже с ранних стихов , звучат признания в любви к России. Так , в стихотворении « Гой ты , Русь, моя родная!»
, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
« Кинь ты Русь, живи в раю! »
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте Родину мою ».
Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина- это его деревня, где он родился.
В этом же стихотворении поэт показывает мир деревни, олицетворяя его с храмом, в котором вся гармония земли и неба,
человека и природы. Мир Руси для Есенина- это и мир убогих, бедных, бедных крестьянских домов, край заброшенный, где
радость коротка,
А печаль бесконечна:
Грустная песня.
Ты - русская боль.
Всё ему близко и понятно, ему известен каждый уголок Родины. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое.
Родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село. Сам же Есенин говорил:
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: « Я хотел бы затеряться в зеленых твоих
стозвенных ». Но уже и тогда родина не представляется ему идеальным “ заоблачным раем ”.
Поэт любит реальную крестьянскую Русь. Всплывают образы « голубой» патриархальной Руси, нежной, печальной, кроткой.
Особенно чувство грусти усиливается после 1914 года – начала войны. Деревня начинает казаться Есенину его невестой:
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Только о ней лишь пою.
Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно.
«Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу.
Есенин ждал от революции чего-то нового, светлого, чистого « рая ». Но надежды не оправдались, и поэт переживает
духовный кризис. Непонятны ему изменения облика России, которые несла с собой Советская власть:
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Понятно ему и вторжение этого «скверного, железного гостя». Он считает, что человек преобразуя землю, обязательно губит
её красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщательно пытающейся обогнать паровоз:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужели он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Есенин болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым миром. Он называет себя
«последним поэтом деревни».
Чтобы уйти и не видеть перемен в стране, Есенин едет за границу. Но всей своей душой он остается с родиной. Очень ярко
свои чувства поэт показывает в стихотворении «Русь советская»:
Вот так и страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Поэт чувствовал, что в Советской России он был чужим. Но для нас Есенин всегда останется поэтом, который воспевал и
восхищался ею:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Есенин – это певец родной земли, ведь она неотъемлемая частичка человеческой души. Есенину по-настоящему удалось это
прочувствовать и отразить в своих стихотворениях.
Наше поколение всегда будет благодарно ему за это.