Г. Ибсен, известный норвежский драматург, создал «новую драму». В этих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. Ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединение в пьесе «Кукольный дом» имеет странный оттенок, и потому она поражает не одного читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, из-за которой, возможно, разбилась не одна мечта, и разрушилась не одно жизнь. В центре пьесы - трагедия семьи Хельмеров: Норы и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, в котором властвует благосостояние. Нора горячо отдана своему мужу и детям. Чего, казалось бы, еще надо этой семье для счастья?
И это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесе сердцем, то увидим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: «Между печкой и дверью столик. Скатерть с фарфоровыми и другими пустячками, книжный шкафчик с книгами в роскошных обложках». Частое использование ласковой формы заставляет задуматься: не хорошую жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора, с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами - там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для мужа. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора.
Ее муж также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельного человека, а как не
Итак, в произведении «Кукольный дом» изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Вот почему пьеса называется «Кукольный дом». Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы «живут» вблизи. От этой мысли становится жутко. И потому, наверное, надо что-то изменять, пробуждать и в нашем микроклимате - семьях, и в макроклимате - обществе.