Тема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
1. Природа и человеческие чувства. 2. «Ужасная громада домов». 3. Чувственная основа городского образа.
Естественная природа и город входят в сентиментальную повесть Карамзина «Бедная Лиза». Можно сказать, что эти два образа противопоставляются уже тем, что автор использует разные эпитеты в их описании. Естественная природа наполнена красотой, натуральностью, жизненностью: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада». Совсем другие краски мы встречаем при представлении города: «...видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей».
В самых первых строках произведения Карамзин дает возможность соединиться этим двум образам. Они не сливаются в гармоничном единстве, но вполне естественно соседствуют. «...Великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»
В произведение присутствует естественное начало, которое целиком прослеживается в описании природы. Она словно оживает под пером автора и наполняется каким-то особым одухотворением.
Иногда природа появляется в переломные жизненные моменты героев повести. Например, когда надлежало погибнуть Лизиной непорочности, «...блеснула молния и грянул гром». Иногда природа оказывается неразрывно связала с человеком. Особенно это проявляется в образе Лизы. Девушка грустила, что Эраста нет рядом в одно прекрасное утро. И «слезы» появляются не у девушки, а у травы. «Лиза... села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры».
Очень верно замечает исследователь О. Б. Лебедева, что именно тема Лизы в повести связана с жизнью прекрасной естественной природы. Она повсюду сопровождает главную героиню. И в мгновения радости, и в моменты печали. Также природа по отношению к образу главной героини играет роль предсказательницы. Но девушка по-разному реагирует на природные предзнаменования. «...Восходящее светило дня пробудило все творения, рощи, кусточки ожили». Природа, словно по мановению волшебной палочки, просыпается и оживает. Лиза видит все это великолепие, но не радуется, хотя оно предвещает встречу с возлюбленным. В другом эпизоде мрак вечера не только питал желания, но предвещал и трагедийную судьбу девушки. И тогда «никакой луч не мог осветить заблуждения».
Близость именно образа главной героини к природе подчеркивается и в ее портретном описании. Когда Эраст посетил дом матери Лизы, в ее глазах блеснула радость, «щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер». Иногда кажется, что Лиза будто соткана из природных нитей. Они, переплетаясь в этом образе, создают свой особый, неповторимый узор, который нравится не только повествователю, но и нам, читателям. Но нити эти не только прекрасные, но и очень хрупкие. Чтобы разрушить это великолепие достаточно только до него дотронуться. И оно растает в воздухе как утренний туман, оставаясь на траве лишь капельками слез. Возможно, что именно поэтому
А разбить этот прекрасный сосуд смог только Эраст, который был влюблен в девушку. С его образом О. Б. Лебедева связывает «ужасную громаду домов», «алчную Москву», сияющую «златом куполов». Как и природа, город сначала входит в повествование с помощью образа автора, который, несмотря на «ужасные» эпитеты, все-таки любуется им и его окрестностями. И, как говорилось выше, город и природа, хоть и контрастируют, но не «враждуют» между собой. Это прослеживается в образе Эраста, городского жителя. «...Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и природным сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». В последних словах звучит явное противопоставление природного и городского как в описании облика главных героев, так и в описании обстановки. Естественная природа дает силу, доброту, искренность. А город, наоборот, забирает эти природные качества, оставляя взамен слабость, легкомысленность, ветреность.
Мир города живет по своим законам, в основу которых положены товарно-денежные отношения. Нельзя, конечно, отрицать, что в этом жизненном пространстве они играют порой решающую роль. Однако именно они губят юную и природную душу Лизы. Она не смогла понять, как в десять империалов можно оценить безграничное одухотворенное естественное чувство — любовь. Деньги играют решающую роль и для самого Эраста. Легкомысленность и ветреность, воспитанные городом, ведут по жизни молодого человека. Ведь он и на войне вместо борьбы с неприятелем ведет игру в карты с приятелями, в результате чего проигрывает «почти все свое имение». Мир города строит любовные отношения только на «выгодных» условиях для обеих сторон, как это получается у Эраста. Влюбленная вдова заполучила своего возлюбленного, «нищий» Эраст — содержание и деньги на расходы.
Городская тематика встречается в произведении не только в образе главного героя. Вместе с ней входит и другое содержание. Автор в начале повести говорит о том, что ему приятнее место, «на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря». Монастырская атмосфера навевает воспоминания об истории нашего отечества. Именно стены монастыря и города, являются надежными хранителями памяти о прошедших былых временах. И город таким образом под пером автора оживает, одухотворяется. «...Несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях». Оказывается и в городском образе есть чувственная составляющая, что характерна для природных образов.
Городской мир живет по своим законам и только так он может жить и развиваться дальше. Эту обстановку не осуждает автор повести, но он показывает губительное воздействие ее на обыкновенного человека и уничтожающее на природного. И в то же время именно городские стены оказываются способными сохранить на многие века память прошедших столетий. Вот таким многогранным становится мир города в повести «Бедная Лиза». Природный же мир более красочен, но менее разнообразен. Он вмещает в себя все самое прекрасное и одухотворенное на земле. Он словно кладезь, который хранит драгоценные сокровища. Все, что соприкасается с этим миром, оживает, а не каменеет.