Cочинения по теме * Лирический герой Карамзина * Тема свободы в лирике Жуковского * Роль Карамзина как предшественника Жуковского * Субъективизм, как закон творчества Карамзина * Критерий ценности исторических событий в произведениях Карамзина Мажорный настрой, сложившийся в литературе к середине века, был связан со стремлением писателей дать своему читателю (в том числе и венценосному!) пример служения отечеству, достойный подражания. Однако позже, когда Екатерина II стала пытаться использовать «блистательное» направление в реакционных целях укрепления самодержавной власти, с ее намерениями повели упорную борьбу «писатели критические». «Неутомимым бойцом» против подьячих назвал Карамзина Белинский, а «тип художника-реалиста, о котором можно сказать, что русский писатель- не только писатель: он «деятель»-человек, вместе с другими людьми делающий жизнь, строящий не один свой замкнутый в себе мир, но мир общечеловеческий,- К. Федин начинает с Карамзина. Писатели XVIII века повели решительную и мужественную борьбу с общественными пороками, с деспотизмом царей на троне,- будучи готовы лишиться жизненного благополучия, а некоторые из них - испытать самые тяжкие для себя последствия. Большим завоеванием литературы XVIII века явились утверждение внесословной ценности человека, решительная борьба со злоупотреблением крепостным правом, защита интересов народа. «Исполинское развитие» русской литературы XVIII века привело в ней к дальнейшему углублению раскрытия психологии человека, духовного богатства личности. В этом также нашел свое выражение неуклонный процесс демократизации литературы. На смену несколько абстрактному герою («рационалистической» модели человека) произведений классицизма приходит личность со своими «излучинами сердца», человек приватный, «великий своим чувством» (порой, правда, сверх меры «чувствительный») вне зависимости от своего сословного положения. Это завоевание русской литературы последней трети XVIII века справедливо отметил Г. А. Гуковский: «Культ конкретного, живого человека, а не отвлеченного, подвергнутого «разумному» анализу человека классицизма, культ человека, имеющего право на жизнь, свободу, мысль, творчество и счастье независимо от того, монарх он или подданный, дворянин или крепостной,- привел к изображению простых, обыкновенных людей, полнокровных и целостных, с их духом и плотью, с их бытом, окружением, нравами, привычками, со всеми материальными мелочами их жизни» Продолжаются поиски принципов создания характеров. Делаются попытки воспроизвести характер сложный, соединяющий в себе противоположные качества. Так, гуманистический настрой «Бедной Лизы» усилен не только авторским отношением к своей героине, но и к Эрасту. При явном сочувствии к героине, отказе от сословных предрассудков («и крестьянки любить умеют»), Карамзин в конструировании ее образа далеко не полностью выходит за рамки канонов классицизма: Лиза выписана однолинейно, она чувствительна и добродетельна, а ее «падение» по законам натуры не может считаться нарушением этических норм. А вот к какому виду характеров по классификации самого писателя - «чувствительному» или «холодному» следует отнести Эраста? На этот вопрос дать однозначный ответ нелегко. И может быть, не так уж снисходителен к нему Карамзин, как часто об этом говорится. Ведь осудить себя самому на нравственные муки до конца своей жизни - наказание не меньшее, чем быть осужденным другими (в том числе прямолинейно и автором). Подтверждением его душевной драмы (чтобы не сказать трагедии) служит, по свидетельству Карамзина, признание самого Эраста: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле…». Создавая образ Эраста, Карамзин сделал попытку воспроизвести характер по «естественным закона