ЙОЗЕФ К. (нем. Josef K. — герой романа Ф.Кафки «Процесс» (1925). И.К. работает важным прокуристом крупного банка, занимая место, полученное в результате упорного труда. Его контакты и связи с людьми ограничены, ни с кем нет дружеских отношений. Регулярное посещение пивной и раз в неделю встречи с девушкой, которая работает кельнершей в ресторане, стали формальностью. Эта жизнь Й.К., регламентированная до мелочей и подчиненная только работе, внезапно, в день его 30-ле-тия, заканчивается арестом. Однако после ареста внешний распорядок дня И.К. меняется мало. Только иногда он должен давать показания суду- Но как раз это больше всего и беспокоит И.К. Он узнает, что привлечен не к обычному, а к таинственному верховному суду. Его законы издаются неизвестно где, и чиновникам, которые должны вести процесс, эти законы неизвестны. О судопроизводстве можно узнать голько то, что в канцелярии, которые находятся в огромном количестве на чердаках предместья, поступает приказ арестовать человека и попросить его. Обвиняемый не может узнать, в тем он провинился, он только понимает — что-ю в его жизни свершилось не по закону. До-пюсы обвиняемых становятся таким же фар-ям, как и их попытки оправдаться. И.К. видит формальный характер выдвинутого против него обвинения, но его не оставляет ощущение, что он совершил преступление, которого еще не осознал. Снова и снова И.К. проверяет каждый момент своей жизни. В нем, как никогда раньше, растет желание найти понимание и совет у людей, которые живут рядом. Но все его попытки установить контакты оканчиваются ничем. Они разбиваются прежде всего о его собственное отрицание вины, связанное с чувством собственного пр
И.К. убивают ножом мясника. Образ Й.К., подобно образу героя «Замка», трактуется в западном литературоведении по преимуществу как проблема человека, свершающего суд над самим собой: «Они оба выбирают свою идентичность как экспериментальные роли, при помощи которых они оправдывают свою экзистенцию». (М.Роберт). Д.Затонский полагает, что наряду с поисками высшей справедливости и индивидуального закона, Й.К. подвергается и суду объективному, обладающему приметами социума, ибо «И.К.— часть враждебной ему самому действительности, и это делает его «нечистым» в собственных глазах, вызывает все усиливающееся чувство вины. Оттого он не может уйти от суда, хотя суд его не держит».