Книга Евгения Коршунова “Операция “Хамелеон” по своему жанру детектив. Притом детектив, действие которого происходит в заманчивой Африке. Вряд ли найдется человек, не мечтавший хоть раз в жизни попасть в ее саванны, побродить у Килиманджаро и водопада Виктория, услышать при лунном свете звуки тамтамов и увидеть ритуальные танцы местных племен. Для того, кто попадет в Африку ненадолго, эти впечатления, наверное, и будут главными. Но для журналиста,
живущего и работающего здесь несколько лет, экзотика быстро отходит на дальний план. На смену ей приходит трезвая и точная оценка обстановки, сложившейся в современной Африке, понимание сложностей и трудностей ее развития, политического и экономического. Именно такое понимание жизни есть в книге “Операция “Хамелеон”.
Действие повести Е. Коршунова происходит в вымышленной стране Гвиания, где-то в Западной Африке.
В центре повествования молодой советский африканист Петр Николаев, приезжающий в Гвианию в научную командировку. Его творческим планам не суждено сбыться, поскольку иностранные разведки решают сделать его жертвой своего заговора — операции “Хамелеон”, чтобы скомпрометировать прогрессивное профсоюзное движение в стране, объяснив его успехи и силу пресловутым “вмешательством Москвы”. Ситуация не новая, но тем не менее все еще живучая. Могу сразу сказать, что операция постыдно провалилась, и помогли в этом Пе
Рядом с Петром Николаевым действуют австралиец Роберт Рекорд, австрийская художница Элинор, американец-микробиолог Смит, английский профессор Нортон, лидеры молодежных гвианийских профсоюзов Стив и Гоке. Все эти характеры убедительные, написанные автором весьма впечатляюще.
Или мечущаяся в поисках душевного покоя и счастья Элинор, воспитывающая осиротевших африканских детей. Это и добропорядочный, наивнейший Смит, который даже не догадывается, какие прививки он делает. Выяснив, что его “невинные” опыты над местными людьми не что иное, как испытание бактериологического оружия, Смит кончает жизнь самоубийством.
Интересно и правдиво показывает автор африканцев, в том числе и Гоке — ультралевого революционера на словах, а на деле продажную марионетку. Он и есть тот самый “хамелеон”, с помощью которого должна была совершиться провокация.
Как ни странно, но рядом с этими реальными характерами герой повести Петр Николаев выглядит хоть и привлекательно, но несколько наивно: уж очень часто не догадывается он о том, что происходит вокруг. Правда, это позволяет автору показать Николаева в разных неожиданных ситуациях. Автору так удобнее, но читателю иногда обидно за своего соотечественника. Хотелось бы и диалоги видеть более насыщенными, с большей художественной нагрузкой.