Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» поражает читателя глубиной чувств одного из героев, а также вопросом, который ставит в произведении автор произведения, — что же есть любовь? Во все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. Но универсального ответа нет. Каждый человек на протяжении собственной жизни отвечает на вопрос о любви по-своему. И мелкий чиновник Желтков, посмевший любить княгиню Веру Николаевну, представляется одновременно жертвой судьбы и удивительным возвышенным человеком, ничуть не похожим на окружающих.
Действительно, бескорыстная любовь — это явление абсолютно уникальное, которое встречается очень и очень редко. Не случайно княгиня Вера Николаевна, находясь у гроба влюбленного в нее Желткова, «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
В повести практически ничего не сказано о самом Желткове. Читатель узнает о нем благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробности, используемые автор произведенияом в своем повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень и очень богат. Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его. душа стремилась к прекрасному и возвышенному.
Что может быть прекраснее и возвышеннее самой любви? Вера Николаевна по какой-то прихоти судьбы однажды показалась Желткову удивительным, абсолютно неземным созданием. И в сердце его вспыхнуло сильное, яркое чувство. Он всегда находился на некотором расстоянии от своей любимой, и, очевидно, это расстояние способствовало силе его страсти. Он не мог забыть прекрасный образ княгини, и его абсолютно не останавливало равнодушие со стороны возлюбленной.
Желтков ничего не требовал за свою любовь, его письма к княгине были всего лишь стремлением высказаться, донести свои чувства до любимого существа. В остальном же любовь была единственным сокровищем бедного мелкого чиновника. При всем желании он не мог быть властен над своей душой, в которой слишком большое место занимал образ княгини. Желтков идеализировал свою возлюбленную, он ничего не знал о ней, поэтому рисовал в своем воображении абсолютно неземной образ. И в этом также проявляется неординарность его натуры. Его любовь невозможно было опорочить, запятнать именно потому, что она была слишком далека от реальной жизни. Желтков так никогда и не встретился со своей возлюбленной, его чувства остались миражом, они не были связаны с реальностью. И в связи с этим влюбленный Н Желтков предстает перед читателем оторванным от Н жизни мечтателем, литературное произведениетиком и идеалистом.
Он наделил лучшими качествами женщину, о которой не знал ровным счетом ничего. Быть может, если бы судьба подарила Желткову хотя бы одну встречу с княгиней, то он изменил бы свое мнение о ней. По крайней мере, она бы не казалась ему идеальным существом, абсолютно лишенным недостатков. Но, увы, встреча оказалась невозможной.
Говоря о любви, нельзя не вспомнить разговор генерала Аносова с княгиней Верой Николаевной. Разговор касается именно этого уникального явления — любви. Аносов говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!».
Если подходить к любви именно с такой меркой, тогда становится ясно — любовь Желткова именно такая. Он с легкостью ставит свои чувства к прекрасной княгине превыше всего на свете. В сущности, сама жизнь не имеет для Желткова особой ценности. И, вероятно, причина этого — невостребованность его любви, ведь жизнь господина Желткова не украшена ничем, кроме чувств к княгине. При этом сама княгиня живет абсолютно иной жизнью, в которой нет места влюбленному Желткову. Более того, знаки внимания с его стороны, то есть многочисленные письма, просто-напросто сердят прелестную Веру Николаевну. И она не желает, чтобы поток этих писем продолжался. Княгиня не заинтересована в своем неизвестном поклоннике, ей хорошо и без него. Тем более удивительным и даже странным предстает Желтков, сознательно культивирующий свою страсть к Вере Николаевне.
Можно ли назвать Желткова страдальцем, бесполезно прожившим свою жизнь, отдающим себя в жертву какой-то удивительной бездушной любви? С одной стороны, он предстает именно таким. Он готов был отдать жизнь своей любимой, но такая жертва никому не была нужна. Сам гранатовый браслет является деталью, еще более ярко подчеркивающе
Повествование сопровождается дополнительными иллюстрациями любовных отношений различных людей. Генерал Аносов рассказывает Верочке историю своей женитьбы. При этом он признает, что его чувства можно назвать чем угодно, только не настоящей любовью. Также он рассказывает о ситуациях, с которыми ему пришлось столкнуться в собственной жизни. В каждой из этих историй прекрасное человеческое чувство любви предстает в каком-то извращенном виде.
История молодого прапорщика и жены полкового командира, а такая история капитанской жены и поручика Вишнякова показывает любовь в самом неприглядном ее виде. Всякий раз читатель с негодованием отвергает мысль, что подобные отношения можно назвать любовью.
Любовь должна быть созидающей, а не разрушающей. Любовь, оторванная от жизни, вызывает восхищение, но не более того. Человеком, который способен на столь возвышенные чувства, можно восхищаться, можно считать его абсолютно особенным и удивительным. Также его можно чисто по-человечески пожалеть. Ведь его любовь хотя и скрасила его жизнь, воссияла на небосклоне, подобно яркой звезде, но не позволила при этом Желткову стать счастливым человеком или хотя бы осчастливить объект своей любви.
Именно поэтому смерть главного героя в финале повести кажется вполне закономерным исходом. Любовь высушила его, забрала все лучшее, что было в его натуре. Но ничего не дала взамен. Поэтому несчастному человеку ничего другого не остается. Очевидно, смертью героя Куприн хотел выразить свое отношение к его любви. Желтков, безусловно, человек уникальный, абсолютно особенный. Поэтому ему очень трудно жить среди обычных людей. Получается, что нет ему места на этой земле. И в этом его трагедия, а совсем не вина. Желтков обожествлял свою возлюбленную, к ней была обращена его молитва: «Да святится имя Твое».
Однако при всем этом княгиня Вера была обыкновенной земной женщиной, искренне любившей своего мужа. Так что ее обожествление — это плод фантазии бедного Желткова. Конечно, его любовь можно назвать явлением уникальным, чудесным, удивительно красивым. Когда княгиня слушала сонату Бетховена, «она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в много веков». Да, подобная бескорыстная и удивительно чистая любовь встречается очень редко. Но все-таки хорошо, что это происходит именно так. Ведь такая любовь идет рука об руку с трагедией, она ломает жизнь человеку. И красота души остается невостребованной, о ней никто не знает и не замечает ее.
Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает «Гранатовый браслет». Паустовский называл его «одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви».
Один из главных героев, бедный застенчивый чиновник Желтков, полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собирал
Ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней.
«Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».
Вера рассказала об этом подарке мужу и чтобы не попасть в «смешное положение» они решили вернуть гранатовый браслет. Василий Шеин с братом его жены попросили Желткова больше не посылать Вере письма и подарки, но разрешили написать последнее письмо, в котором он извиняется и прощается с Верой.
«Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое».
У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.
И вот, когда последнюю радость в жизни у него отнимают, Желтков кончает жизнь самоубийством.