Повести и рассказы Куприна для людей многих поколений остаются любимым чтением. Особенно много говорят его произведения подросткам и совсем молодым людям. Свежесть чувств и стремление не идти на компромисс с самим собой, то, что называют юношеским максимализмом, находит отклик у Куприна. Наверное, это происходит потому, что его повести говорят о самых светлых и прекрасных человеческих чувствах, воспевают красоту, добро, гуманность и честность. Самые трогательные и проникновенные произведения Куприна - это его повести о любви: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Любви чужд расчет, она позволяет героям проявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто оканчивается трагедией, разбиваясь о непонимание окружающих, которые сами тяжело больны не-любовью.
Об этом и печальная история чистой, непосредственной и мудрой «дочери природы» из повести «Олеся». Девушка, воспитанная в лесу, обладает удивительным характером: она сочетает в себе ум, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Природа наделила ее особенными способностями, и люди из деревни считают ее колдуньей. Образ лесной колдуньи овеян тайной. Необычна ее судьба, жизнь вдали от людей в заброшенной лесной избушке. На девушку оказывает благотворное влияние поэтичная природа ее родного Полесья. Оторванность от цивилизации позволяет ей сохранить цельность и чистоту натуры. С одной стороны, она наивна, потому что не знает элементарных вещей, уступая в этом интеллигентному и образованному Ивану Тимофеевичу. Но, с другой, Олеся обладает неким таинственным знанием, которое недоступно человеку из цивилизации. Встреча с Олесей для Ивана Тимофеевича означала прикосновение к тайне и к истокам своей нации, ведь эта девушка живет так же, как жили славяне тысячу лет назад. Между молодыми людь
В любви Олеси и Ивана с самого начала чувствуется обреченность, которая пронизывает повествование грустью и безнадежностью. Слишком разными оказываются они, и, хотя порознь им тяжело, быть вместе они не могут. Когда Олеся по настойчивой просьбе героя гадает ему, то предсказывает, что жизнь у него будет невеселая, никого он сердцем не полюбит, так как сердце у него холодное и ленивое, а, наоборот, принесет много горя и позора той, которая полюбит его. Трагическое пророчество Олеси сбывается в финале повести. Иван Тимофеевич уговорил ее пойти на церковную службу, и крестьяне за это чуть не убили «колдунью», которую не хотели видеть в храме. После этого случая Олеся ушла из тех мест. При этом дело совсем не в крестьянах, ополчившихся на бедную девушку. Это темные, жестокие и глупые люди, они достойны осуждения, но здесь они выступают в роли слепой стихии. Это Иван Тимофеевич не должен был допустить, чтобы Олеся оказалась в опасности. Когда Иван Тимофеевич застал опустевшую хату, то его взгляд притягивает нитка бус, которая возвышалась над кучами сора и тряпок, как «память об Олесе и ее нежной, великодушной любви».
Любовь Олеси ассоциируется у нас с тайной, чудом. И действительно, любовь - это волшебное чувство, которое способно творить чудеса, но не все бывают достойны ее.
С одной стороны, мы, цивилизованные люди, читающие эту книгу, невольно сравниваем себя с главным героем. Нам жаль его, неплохого, в сущности, человека, который так глупо потерял свое счастье. В чем его ошибка? Чего не следует делать, чтобы не оказаться виноватым в собственной беде?
Куприн учит нас душевной тонкости, умению смотреть на мир глазами другого, пусть и непонятного, странного человека. Ради любви можно поступиться и гордостью, и собственным мнением, потому что без любви жизнь человека не имеет смысла.