Художественное произведение, тем более лирическое, требует неоднократного перечитывания (Белинский говорил, что оно доставляет истинное наслаждение). В ощущении наслаждения, в осмыслении впечатления и совершается воспитывающее воздействие произведения на читателя. Значит, надо обратиться к анализу стихотворения. И от того, как мы его организуем, зависит, станет ли великое лермонтовское произведение фактом духовного развития нас или останется для них навсегда закрытым в результате формального «прохождения». Если мы хотим в процессе анализа открыть богатства художественного текста, надо прежде всего определить ту проблему, которая заинтересует школьников. Это должна быть действительно важная для их жизни проблема, соответствующая их возрастным интересам и возможностям.
Лермонтовское стихотворение глубоко отвечает интересам нас, потому что поэт утверждает именно эти ценности как прекрасные. И вместе с тем оно открывает для нас новое: эти нравственные качества наполняются социальным содержанием, воля и мужество раскрываются как действенное проявление патриотизма, утверждается бессмертие подвига во имя Родины, одно из центральных событий русской истории предстает как подвиг народа.
Помочь нам не только узнать близкий их душе идеал, осознать то новое, что в нем открывается, но и познать себя путем сравнения с героями стихотворения, обогатить свою душу, освоить высшие общечеловеческие ценности в сопереживании героям, в эмоциональном восприятии пафоса стихотворения - вот цель анализа.
Начать эту работу целесообразно с постановки общего проблемного вопроса, который даст направление размышлениям нас о стихотворении. Сделать это можно так. Живой и эмоциональный рассказ учителя о битве под Москвой осенью 1941 года, о том, как актуально звучали в тот решающий момент слова поэта: «Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!», естественно перерастает в вопросы: почему более чем через сто лет русских воинов вдохновляли слова Лермонтова? Почему нас сейчас волнуют чувства людей, живших полтораста лет назад? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? Не будем торопиться сразу ответить на эти вопросы. Для этого надо внимательно вчитаться в стихотворение.
Теперь постараемся активизировать воображение нас, поможем им представить себе рассказчика и его собеседника, молодого солдата. Попутно вспомним, что речь нескольких людей называется диалогом (это известно из уроков русского языка), а речь одного человека - монологом (моно - один, логос - слово, речь). Читатели хорошо представляют себе возраст и профессию рассказчика («после битвы прошло 25 лет, это старый солдат», «артиллерист: он забил заряд в пушку», «он с седыми усами, на голове кивер»), говорят о «добрых глазах» и «простом русском лице», о том, что он «волнуется, когда рассказывает, потому что гордится своими товарищами, любит Родину».
Сам анализ целесообразно осуществлять в процессе работы над выразительным чтением стихотворения. Перечитывая строфу за строфой, читатели вникают в смысл стихотворения, а вместе с тем определяют интонацию, с которой следует прочитать текст. Таким образом, раздумье над стихотворением происходит в творческой деятельности, а работа над выразительным чтением станет результатом понимания произведения.
Пусть подумают: что испытывали солдаты, когда они «долго молча отступали»? Как показано в стихотворении, почему произошла битва? Как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле»? Как проявился в том характер русского народа? Попутно обратим внимание на то, что в картине ожидания боя рассказчик дважды говорит «я», а не «мы». Подумаем, почему.
Любовь к Родине и готовность защитить ее даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва - осуществление воли народа, главный герой ее - народ, а участники битвы - «богатыри», «могучее, лихое племя».
В иных местах надо
В процессе работы вообще необходимо максимальное внимание к слову. Очень часто в ответах звучат слова: «мужество», «храбрость», «смелость», «отвага», «героизм», «стойкость», «удаль» и т. п. Важно, чтобы смысл их был осознан, чтобы слова эти не воспринимались как взаимозаменяемые синонимы. И вообще, чтобы высокие слова не употреблялись «всуе», страшнее всего обесценивание таких слов.
Очень важен образ полковника. Следует подумать, как солдаты относятся к нему, какими словами это передано. Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат? Почему о нем сказано не убит или погиб, а «сражен булатом, Он спит в земле сырой»? Зачем нужно старинное слово «булат», почему «очи», а не глаза, «молвил», а не сказал? Почему полковник обращается к солдатам: К чему он призывает их? Как меняется смысл слов от повторения: «умремте» - «умирали» - «умереть»? Какой смысл вкладывает он в слово «Москва»? Какую клятву дали солдаты?
Специальных наблюдений требуют строфы, в которых изображается Бородинский бой. Читатели сами еще не умеют увидеть богатство стиха. Надо помочь им вслушаться в его звучание, обратить их внимание на изменение темпа речи. «Прислушайтесь к отрывку,- скажет Читатель и прочтет 11-ю строфу.- Слышите ли вы звуки боя? Как вы представляете его?» И вместе с учениками он покажет, как от строки к строке сначала ускоряется, затем замедляется речь. Особенно это заметно при сравнении стихов с их прозаическим переложением («Знамена носились как тени, огонь блестел в дыму…»)-это помогает почувствовать, что -стих самим своим звучанием передает мысль.
Постепенно все сливается, битва неимоверно тяжела, солдаты устали, невозможно различить отдельные звуки:
* Смешались в кучу кони, люди,
* И залпы тысячи орудий
* Слились в протяжный вой
Идея определяется как «основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов». При изучении стихотворения «Бородино» надо говорить о том, какие главные мысли и чувства переданы в произведении, каков основной смысл его. Определения будут различны, и все они окажутся неполными. Еще Л. Толстой, когда его спрашивали об идее «Анны Карениной», говорил, что нельзя втиснуть богатое содержание художественного произведения в прокрустово ложе одной фразы и что, если он захочет сформулировать идею произведения, он должен будет написать заново весь роман. Действительно, перевод художественного слова в логический план страшно обедняет его смысл, никакая формула не в состоянии передать всего богатства произведения. К тому же идея зависит и от того, кто является читателем. Так, для Белинского главный смысл «Бородина» состоял в упреке бездеятельным современникам. Для защитников Москвы в Великой Отечественной войне это была конкретная программа действий. А мы сейчас выдвигаем на первый план патриотизм как вечно живое чувство, ответственность за судьбы Родины, прославление людей инициативных, одушевленных высокой идеей, спаянных в едином порыве, самоотверженных творцов истории. Лермонтов говорит нам о богатырских силах народа, способного спасти страну, выдержать самые тяжкие испытания.
Важно также учитывать род литературы. Так, в лирическом стихотворении идея (пафос) сконцентрирована на мыслях и чувствах героев и автора: не рассказ о битве, а «восхищение подвигом защитников Родины», «утверждение величия народа», «прославление истинных героев» и т. п. Идея - не научная истина, а эстетическая оценка. Определяя ее, надо понять, что автор утверждает как прекрасное.