Время... Это оно встало непреодолимой стеной между двад-цатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбро-сило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридца-тым июля 1826 года — страшным днем казни декабристов. Не услышишь больше слова "свобода"; "средь бурь пустых томится юность" Лермонтова и его сверстников. В пятнад-цать лет Лермонтов, впереди у которого была целая жизнь, писал:
К чему глубокие познанья, жажда славы,
талант и пылкая любовь свободы, когда
мы их употребить не можем?
"Немытая Россия, страна рабов, страна господ", — стра-дание и боль Лермонтова. В этой России оказался "лишним" человеком и Печорин — герой романа "Герой нашего времени".
Когда открываешь этот роман, забываешь, что книга напи-сана более ста лет назад. С первых же страниц погружаешь-ся в мир, где живут такие разные люди — Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, "чудесная душа, золотое сердце", и Печорин.
Две главы — две встречи. Только потом мы узнаем о прошлом героя, о том, как судьба забросила его в дикие края, только потом полностью перед нами раскроется душа Печо-рина. А пока...
В небольшой крепости на Кавказе тихо и мирно служит старый штабс-капитан Максим Максимыч. И целое собы-тие в его жизни — приезд нового человека. "Его звали... Григорием Александровичем Печориным", — немного мед-ленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаж-дение, говорит попутчику Максим Максимыч о прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разгово-риться штабс-капитана. "Он был такой тоненький, белень-кий, на нем мундир был такой новенький", — так расска-зывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повество-вание капитана. В этих словах — вся душа, вся доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность.
Рассказывая незнакомому человеку о Григории Александ-ровиче, Максим Максимыч волнуется, словно заново пережи-вает лучшие свои минуты. Можно представить, как раскрыл-ся он навстречу этому "тоненькому" офицеру. "Вам будет немножко скучно... ну, да мы с вами будем жить по-при-ятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Мак-симыч...", — сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: "Так точно, господин штабс-капи-тан". Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к разряду людей, у которых "на роду написано, что с ними должны слу-чаться разные необыкновенные вещи".
Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Простой, добродушный Максим Максимыч полюбил нового офи-цера. И хотя жалко ему погибшую Бэлу, хотя в душе обвиняет в ее смерти Печорина, все равно для него сумасбродный моло-дой человек — "бедняжка". "Печорин был долго нездоров, ис-худал, бедняжка", — говорит он попутчику. Только одной этой фразой Лермонтов передает и все горе, пережитое Печориным, и неостывшую любовь к нему Максима Максимыча.
И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. "Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное", — признается он Максиму Максимычу. Больно и страшно за человека, которому "горька остылой жизни чаша и уж ничто души не веселит". "Я один, никто меня не понимает", — пишет Лермонтов в одном из стихотворений. Так мог бы сказать и Печорин. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому служ-бисту, проведшему всю жизнь в этой затерянной крепости, знающему только свои обязанности и исправно их исполня-ющему, человека, который "просит бури"? Нет, любовь Бэлы, вся история с Казбичем и Азаматом не "буря". Все это про-шло. И снова скука, скука, скука...
Минуло пять лет. Вторую встречу мы видим уже гла-зами самого автора. Что изменилось? Максим Максимыч все тот же. Но ради встречи с Печориным бросает "в первый раз от роду... дела службы", позабыв о своих года
Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе нико-лаевской России встречалось немного. И тем не менее в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подав-ления восстания декабристов. Печорин — жертва самого тя-желого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроения? В бессонную ночь накануне дуэли с Грушниц-ким герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. И приходит к выводу, что он "утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни".
Горестные и трудные признания. То, что мы узнаем о Печо-рине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуж-дать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу. Но мы не можем ему не сим-патизировать, когда он едко высмеивает аристократическое "водяное общество", разоблачает козни Грушницкого и его при-ятелей. Мы не можем не замечать, что Печорин наголову выше окружающих его людей, что он очень умен, образован, талант-лив. Но в то же время нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, настоящей друж-бе. Печорин привлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки. И глубоко несимпатичен герой своей "жалкостью действий", пус-той растратой сил. Эту противоречивость характера замечает в себе сам Печорин: "Во мне два человека: один живет, в пол-ном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...".
Волевая натура влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против сложившихся устоев свет-ского общества. Лермонтов показывает, что его герой ведет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба по существу своему мелочна, бесцельна и бесперспективна. Когда Печорин "со строгостью судьи и гражданина" оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: "В этой на-прасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни".
Но Печорин не родился "нравственным калекой". Приро-да дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое серд-це. Он способен к благородным порывам и гуманным по-ступкам. Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Пе-чорина погибли? А виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в кото-ром он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной друж-бы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу.
Закрыт роман, но в памяти запечатлелось то время, когда жили Печорин и Максим Максимыч. Сколько людей, умных и талантливых, погибло только от того, что они не хотели до-вольствоваться пустой жизнью?.. Но такой была Россия. Жить активно, с пользой, жить полной, прекрасной жизнью, чувство-вать себя не "лишним" — этого хотел Печорин. Этого хотел Лермонтов, а проблемы, которые он поднимал в своем произве-дении, вечные проблемы дружбы, любви, преданности и взаимо-понимания до сих пор волнуют нас