Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.Герой нашего времениТема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Роман "Герой нашего времени" (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею

образов, долгие годы привычно называемых критиками "лишними людьми". Печорин - это "Онегин своего времени", -

утверждал Белинский. Но были ли такими уж "лишними" Онегин и Печорин? Попробуем разобраться.

Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе "силы необъятные", но на его совести

много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках судьбы", "необходимого

действующего лица всякого пятого акта". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и

истоки трагизма печоринской судьбы. "Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж Бог знает!"

Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но обречён исторической

действительностью и особенностям своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он

признаётся: "Я люблю сомневаться во всём: это расположение не мешает решительности характера, напротив... я всегда

смело иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерть не минуешь!"

Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы.

Печорин откровенно признаётся Максиму Максимычу:"...Любовь дикарки немногим больше любви знатной барыни; невежество и

простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". Герой обречён на непонимание окружающих (исключением

являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни

добросердечный Максим Максимыч. Вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах

заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что "тоненький" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не

понимает, к сожалению, Максим Максимыч и глубину страданий Печорина после гибели Бэлы: "...его лицо ничего не выражало

особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя..." И только по вскользь обронённому замечанию, что

"Печорин был долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Последняя встреча Печорина с Максим Максимычем наглядно подтверждает мысль, что "зло порождает зло". Безразличие

Печорина к старому "приятелю" приводит к тому", что "добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым

штабс-капитаном". Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением

духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые "не смеялись, когда он смеялся... Это

признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". В чём же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы

находим в "Журнале Печорина".

Запискам Печорина предшествует сообщен

ие о том, что на пути из Персии он умер. Повести "Тамань", "Княжна Мери",

"Фаталист" показывают, что Печорин не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на

голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только

мимоходом... играют и жалуются на скуку". Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего

"сделаться героем романа". В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчёт. Весь план

"обольщения" Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". Вызывая искусным рассказом о своём прошлом

сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса,

обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина

благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.

Печорин, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство

к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая поняла

Григория Александровича совершенно. "При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете -

дороже жизни, чести, счастья!" - признаётся Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой "упал на траву и как

ребёнок заплакал". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто

его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мери и Веры доказывают это.

История с Грушницким - иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие,

ничтожные. Впрочем, в своём отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает

все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно! Грушниций стреляет первым.

"Пуля оцарапала мне колено", - комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное

открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью.

Благородство сочетается с беспощадностью: "Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе

его могла проснуться игла великодушия... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала".

И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть... Но победа не доставляет Печорину

радости, свет меркнет в его глазах: "Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели".

Мне кажется, что трагизм судьбы Печорина связан не столько с социальными условиями жизни героя, но и с тем, что

изощрённая способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, "бремя познанья и сомненья" приводят человека

к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Слов:812
Символов:6628
Размер:12.95 Кб.