На мой взгляд, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина можно сравнить с героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацким. Оба персонажа являются людьми, сталкивающимися с обществом и противопоставленными ему. Кроме того, у обоих есть двойники, более походящие на пародии: у Чацкого – Репетилов, у Печорина – Вулич, Грушницкий, Вернер. Однако, на мой взгляд, образ героя намного лучше раскрывается, если рассматривать его в сравнении с контрастными персонажами. Именно в таком ключе я и попытаюсь раскрыть образ главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Печорин является очень сильной личностью. В этом человеке сочетаются потрясающий ум, способность к рассуждению, некоторая расчетливость, необыкновенная страсть к приключениям. Печорин задумывается о смысле жизни, пытается трезво оценивать самого себя. Все эти качества, безусловно, характеризуют героя с лучшей стороны, однако, имея такой склад ума, он совершенно не способен понимать людей, обладающих житейским умом, решающих бытовые проблемы и элементарно пытающихся выжить.
Первым персонажем, противопоставленным главному герою, является Максим Максимыч. Этот герой мыслит в разных плоскостях с Печориным. Он человек простых действий, не задумывающийся о смысле жизни, поскольку для него важнее всего Кавказ и военная служба, которым он предан. Этот человек способен привязываться (как привязался к Печорину), возможно, и любить, он обладает совершенно обычными искренними чувствами и, в отличие от Печорина, не боится их проявлять. Именно поэтому в главе «Максим Максимыч» он так расстраивается, видя своего друга абсолютно равнодушным: «…я то не забыл ничего… Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться…» Максим Максимыч никогда не сможет понять того, что Печорин просто устал «гоняться» за жизнью, искать приключений, что этому человеку просто стало нестерпимо скучно и он не думает не только о других, но даже о себе самом. Однако не только Печорин ведет себя неправильно в диалоге с Максимом Максимычем. Старик в разговоре со своим другом не понимает, что больно ранит его напоминаниями о Бэле.
Еще одним моментом, в котором наиболее ярко показан контраст между героями, является сцена гибели Бэлы. Мы видим, что Максим Максимыч начинает заниматься абсолютно традиционными в таких ситуациях вещами: «
Следующей группой контрастных персонажей являются контрабандисты, которых герой встречает в главе «Тамань». Эти люди, так же как и Максим Максимыч, являются людьми простых действий. Они просто добывают свой хлеб, пускай и нечестным путем. Печорин, неспособный мыслить умом житейским, видит в их действиях какую то тайну, в девушке – Ундину и становится жертвой своей собственной фантазии. Он романтизирует героев, что приводит к его вторжению в судьбы контрабандистов. В итоге Печорин делает несчастным не только себя, но и других людей, и сам же говорит: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»
Наконец, Печорину противопоставлены все женские образы в романе. Вера, княжна Мери и Бэла объединены, прежде всего, жертвенным началом, которого нет в Печорине. Каждая из них полностью отдает себя герою и готова на все ради него: Бэла уходит из родного дома, а впоследствии жертвует жизнью во имя любви к Печорину; княжна Мери полностью меняется внутренне под воздействием хотя и не сразу зародившейся в ее сердце любви к герою; Вера же «теряет для него все на свете» и сама же признается в этом в своем прощальном письме. Однако, даже осознавая это, она говорит: «…ни в ком зло не бывает так привлекательно…» Печорин же, в отличие от всех женщин, не способен расстаться со своей свободой даже во имя любви. Он мог бы быть счастлив с Верой, однако предпочитает ей свободу, одиночество, а впоследствии и разочарование.
Итак, в заключение хотелось бы сказать, что все образы, противопоставленные Печорину в романе, несмотря на их противоречивость, помогают нам объективно рассмотреть образ главного героя и увидеть как пороки, так и лучшие его стороны. Надо сказать, что это очень важно, поскольку образ Печорина – собирательный и в нем отразились важнейшие черты общества XIX века.