«Герой нашего времени» — первый русский реа - мистический психологический роман в прозе.
В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Вот раскрыть эту-то «историю души человеческой» и поставил себе задачей Лермонтов в своём романе. Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера основного героя романа.
Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Жанр и композиция романа Герой нашего времени. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Особенностью его является нарушение хронологической последовательности, событий, о которых рассказывается в романе.
Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и своё заглавие. Но основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. И вот, если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в такой последовательности.
Бывший гвардейский офицер, за что-то переведённый на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань». Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»).
Лермонтов нарушает этот порядок повестей. На первое место он ставит повесть «Бэла», потом «Максим Максимыч», далее идут «Тамань» и «Кн
Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из идейного замысла,— шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В «Бэле» Печорин даётся в восприятии Максима Максимыча — простого, цельного по своей натуре армейского штабс-капитана, плохо разбирающегося в душевной сложности Печорина. В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине, мы видим его. О нём нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который стоит с Печориным на одном социально-культурном уровне. Он нам рисует внешность Печорина; на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести — это история жизни-Печорина, написанная им самим. Эта история даётся то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий. Лермонтов подчёркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьёй самого себя и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».
Чтобы полнее раскрыть душевный мир главного героя своего романа, Лермонтов противопоставляет Печорина, с одной стороны, людям простым и цельным, близким к природе (Максим Максимыч, Бэла, Азамат, контрабандисты) и, с другой,— дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах Пятигорска и Кисловодска. Только один персонаж не противопоставляется, а сопоставляется с Печориным — доктор Вернер.
Помогает всестороннему раскрытию образа Печорина и непосредственный отзыв о нём Лермонтова, данный в двух предисловиях: ко всему роману и к «Журналу Печорина».
Природа, изображаемая в романе, неразрывно связана с переживаниями героя, окрашивается его настроениями. Бытовая сторона жизни Печорина мало интересует автора, поэтому он редко сообщает детали бытового характера. Нет в «Герое нашего времени» и той широкой картины общественно-экономической жизни России, какую дал Пушкин в «Евгении Онегине».