Русская публика внимательно следила за новыми веяниями, идущими с Запада, и стремилась осмыслить ход исторического развития в России с предлагаемых точек зрения. От нее не ускользнули ни взгляды французских историков, ни важнейшие изменения, происходившие в литературе, в частности углубляющийся психологизм в сочинениях писателей начала XIX века. Вместе с тем в России началось заметное оживление общественной мысли - рождалась славянофильская идеология, трудно и постепенно Слагалась противоположная ей идеология разночинская, революционно-демократическая. Если на Западе романтизм не сдавал свои позиции, то в России гений Пушкина, а затем и Гоголя, в сущности, уже определили победу реалистического направления, которое постепенно привело к возникновению «натуральной школы». В России это было время анализа и эксперимента, появления многочисленных тенденций, еще не оформленных, но уже заявивших о себе.
Продолжая пушкинскую проблематику и споря с Пушкиным, Лермонтов определил свою романную линию в изображении человека 30-х годов. Для него личность передового дворянского интеллигента по своим духовным задаткам отнюдь не опустошена. Скука и эгоизм объясняются не изначальной внутренней пустотой Печорина, а более глубокими причинами, исказившими природу героической личности. «Современный человек» у Лермонтова реабилитируется, с него снимается значительная часть вины. Романтический характер просматривается не только с точки зрения его внешних поступков, но и внутренних побудительных мотивов. Лермонтов как бы предоставляет своему герою полную свободу выбора, однако поступки Печорина незаметным для героя образом демонстрируют не только его волю, но и стоящую за ними власть обстоятельств. / Задача Лермонтова состояла в том, чтобы обусловленность личности внешними обстоятельствами выступила через интимный мир, через противоречия мятущегося сознания.
У Лермонтова совершается как бы обратный ход по сравнению с последующим реалистическим романом- не действительность обусловливает противоречивость Печорина, а противоречия героя намекают на существо жизни; но так как эти противоречия всюду даются через обобщение жизненных событий, то в конечном итоге обнаруживается зависимость Печорина от условий, установленных не им.
Таким образом, герой выступает в качестве инструмента познания жизни, ее заранее предрешенного, гибельного, фатального
Если жанровые особенности романа «Герой нашего времени» возникли на пересечении различных художественных традиций и тенденций, а жанровое новаторство Лермонтова получает оправдание в своеобразии художественной мысли, то эта художественная мысль также не может быть оторвана от передовых идейных исканий эпохи.
Природное начало в Печорине всюду наталкивается на социальный предел. Противоречие между богатыми задатками необыкновенной личности и их социальной извращенностью выступает как противоречие между непосредственным чувством и мертвящим рассудком, между безотчетным поступком и разъедающим анализом, между личной свободной волей и трагической необходимостью, между стремлением к безусловному и вечному счастью и фатальным господством случая, между внешней напряженной духовной жизнью и недостойными этой напряженности результатами.