К работе над романом «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 г. Произведение публиковалось частями в «Отечественных записках»: в журнале была напечатана повесть «Бэла», затем «Фаталист» и «Тамань». Вскоре увидело свет отдельное издание романа, где к названным повестям были добавлены «Княжна Мери», «Максим Максимыч» и «Предисловие к журналу Печорина». Лишь после знакомства со всеми повестями можно было составить наиболее верное представление о личности героя. И что же решила критика? Многие сочли Печорина безнравственным человеком, что и побудило автора написать предисловие ко второму изданию романа. Но действительно ли Печорин «чудовище»? Я считаю, что нельзя судить человека, не принимая во внимание причины, которые заставляют его действовать определенным образом. А где еще искать ответы на вопросы о мотивах поступков героя, как не в самом тексте романа?
Печальна судьба Бэлы: она поплатилась жизнью за то, что имела несчастье понравиться Печорину. Жаль княжну Мери, в ответ на свое сердечное признание слышащую холодное печоринское «Я вас не люблю». Для чего же вырывает герой горянку из родного гнезда, для чего затевает жестокую игру со светской красавицей? Печорин, подобно другому литературному герою — Онегину, разочаровался в жизни. Нам не открываются подробности прежней жизни Печорина (той, о которой не рассказывается в романе), но понятно, что в салонах Петербурга герой встречал то же, что и у минеральных источников Пятигорска: зависть, позерство, мелкие страстишки и интриги, отсутствие благородных устремлений. Однако в отличие от пушкинского героя, который погружается в томительную скуку, Печорин ищет деятельности, соглашаясь даже на ее суррогат — для него это все же лучше, чем абсолютный застой. Нежеланием скучать — вот чем руководствуется герой Лермонтова в своих действиях. Он охотно идет навстречу приключениям. Печорин не намеревался ни жениться на Мери, ни соблазнить ее. Ему интересно влюбить в себя хорошенькую самолюбивую аристократку, он чувствует «ненасытную жадность, поглощающую все. что встречается на пути», ему доставляет особое удовольствие подчинять себе окружающих. Того же ухода от скуки герой ищет и в истории с Бэлой. Правда, он действительно увлекся гордой горянкой, умеющей самозабвенно любить, готовой ради любви отказаться от родины и семьи, а потому так не похожей на светских красавиц. Но я думаю, что гер
Итак, Печориц должен был выбрать— «или решительное бездействие, или пустая деятельность» (Б. Г. Белинский). Он выбрал второе. Его постоянные эксперименты над собой и окружающими, испытание судьбы — на охоте, в историях с Бэлой, «ундиной», под пистолетом Грушницкого или пьяного казака, под пулями чеченцев — последствия сделанного выбора. Но неужели не было третьего варианта? Нет — говорит Лермонтов, причем не только в «Герое нашего времени», но и в предшествующих роману стихотворениях, где звучат мотивы столкновения с обществом, одиночества, утраченных надежд.
Не один Печорин тоскует по подлинным ценностям — такова была судьба лучших представителей поколения 30-х гг. XIX в. Печорин понимает, что его вмешательство в жизнь не соответствует его «силам необычайным», что у него было некое высокое предназначение. Но не герой виноват в растрате себя по пустякам. Неприятие светом правды и искренних чувств породило в душе Печорина отчаяние. Он посчитал, что наиболее разумная основа поведения — индивидуализм. Ясно, что этот индивидуализм причиняет страдания окружающим, но он не приносит счастья и самому герою. Наверное, потому, что выбор этот вынужденный, не добровольный. Он продиктован состоянием общества, из которого вытравлены благородные идеалы.
В романе мы встречаем рассуждения героя о дружбе, любви, его собственном принципе жизни за счет чужих радостей и горестей. Но эти скептические слова не соответствуют чувству героя к Вере, мыслям, которые возникают у него на дуэли с Грушницким, (Печорин надеется, что Грушницкий все же откажется от подлого замысла), его поведении при последнем объяснении с Мери. Герой отнюдь не наслаждался своим торжеством. Вид измученной девушки вызвал у него чувство сострадания. «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее», — признается Печорин. Герой Лермонтова — это убежденный скептик и в то же время человек, влюбленный в жизнь. Противоречивость — главная черта личности Печорина. Интересно, что она выражена даже через портрет героя: глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся. Автор характеризует эту особенность как признак «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Конечно, это грусть — тоска по «желанному парусу», по жизни с высокой целью, которая навсегда останется для Печорина лишь несбыточной мечтой.