В повести «Тамань» он заинтересован окружающими событиями, в нем еще нет разлада с самым собой.
В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная «теория страстей», когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу человека. Герой вызывает у читателя желания задуматься над проблемой: что такое человек, который двигает ею, или может она отвечать за поступки, а или может действовать как-то иначе. По словам Лермонтова, Печорин – портрет, «какой рисовался из недостатков целого поколения, которому пришлось жить в условиях «жестокого столетия».
Роман «Герой нашего времени» отвечал на вопрос: кто виновный в том, что молодые люди 30-х лет ХІХ столетие, сильные и умные, стали моральными калеками, никому не нужными. Лермонтов утверждает: виновное общество, социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
Писатель много внимания уделяет человеческим страстям. Замечает, что человек добра и злая, завистливая и великодушная. Печорин – будто человек без сердца, но слезы его искренние. Он осуществляет плохие поступки потому, что от него их ждут. Он убивает человека, но перед этим предлагает ей мировую. Он лицо исключительное. Жизнь его тяжелее и тяжелее. Зло его тянет к себе, хотя он был родившийся для добрая, любви, порядочности. В мировоззрении Печорина преобладает воля к власти, которая разрушает личность.
В повести «Княжна
Увлечение взлом – это болезнь столетия, так считал сам писатель. Печорин имеет в себе черты органически развитого поколения, он жертва своего трудного времени. Характер героя, как и его эпоха, сложный и противоречивый. Его равнодушие к людям, неспособность к настоящей любви, дружбы, индивидуализм и эгоизм создают портрет личностей в условиях жестокой негармонической жизни.
Нежелание общаться с людьми привело Печорина сначала к одинокости, а потом сделало его «лишней» человеком в обществе, а по тому породило в нем индивидуализм и эгоизм. Желание убежать от людей опустошает даже необыкновенную личность. Лермонтов рисует постепенное потерянная Печориным наилучших черт его характера.
Опорные слова: психологический портрет, человеческие страсти, увлечение взлом, одинокость, игра жизням другого человека, индивидуализм, невозможность любить, социальные условия.
Вывод. Трагичность судьбы личности в том, что гибнут лучшие человеческие стремления, искажаются чувство, отношения между людьми в «жестокий возраст».