Действие романа «Герой нашего времени» протекает в трудные для любого культурного и образованного человека времена. После разгрома восстания декабристов в стране еще царит напряженная ситуация. Велика власть цензуры. За каждым действием добропорядочных граждан зорко следит тайная полиция. В моде доносы и наушничество. Безусловно, Печорину, как представителю лучшей части дворянской интеллигенции, очень трудно найти себе занятие, которое бы не противоречило бы его принципам. Ступая в конфликт с обществом, главный герой оказывается причиной несчастий окружающих его людей. По мнению Белинского, таких людей, как Печорин, много. «Герой нашего времени — портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени», — замечает виднейший литературный критик 19-го столетия. Можно сказать, что Лермонтов одним из первых постарался обратить внимание читателя на психологические проблемы своего поколения.
Уже в первой части романа, мы понимаем, что главного героя нельзя назвать сосудом благодетели. То, как он добивается своего, не стесняясь в средствах исполнения задуманного, уже настораживает. Он подговаривает подростка выкрасть ему сестру взамен на породистого коня. Причем Печорин принимает активное участие в краже этого жеребца. Казалось, что все должно сложиться хорошо. Главный герой добивается своего, и похищенная девушка вскоре отвечает ему взаимностью. Однако мирное и спокойное счастье довольно скоро начинает претить страстной и деятельной натуре Печорина. Размеренность и обыденность не в его вкусе. Печорин по своей натуре человек очень деятельный: «беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни». Ему не подходит роль стороннего наблюдателя. Во всем он старается докопаться до сути.
Можно вспомнить историю с мирными контрабандистами. Невольно своим чрезмерным любопытством он повлиял на жизнь нескольких человек, причем не самым лучшим образом. Спугнув контрабандистов, он обрек на верную смерть пожилого человека и слепого мальчика.
Печорин всегда оказывается в гуще событий. Не зная, как можно применить свою неуемную энергию в благих целях, молодой человек растрачивается по пустякам. Его интрижки с княжной Мери и Беллой не что иное, как стремление хоть как-то развеять свою скуку. В первом случае оказывается сильно задето самолюбие влюбленной девушки, что несомненно, оставит осадок на всю ее жи
Можно сказать, что в этом человеке уживаются две личности. Если одна постоянно находится в активной деятельности, поиске приключений, то другая критически оценивает действия первой. Печорин, рассуждая о своих поступках, прекрасно понимает, что они достойны всякого осуждения. Причиной подобного раздвоения личности может служить только противоречие между «глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». Блестящий офицер, прекрасно образованный человек вынужден участвовать в бесполезной и выматывающей войне, иметь дело с людьми, которые намного ниже его как по социальному положению, так и по интеллектуальному развитию. С другой стороны, Печорину надоели вычурность и интриги высшего света. Он как бы находится в промежуточном положении. Безусловно, это не может не отражаться и на состоянии духа главного героя. Печорин пытается отрешиться от прошлого, разрушить в себе все старое, однако он не знает к чему стремиться. Впереди далеко-далеко только отблески чего-то по-настоящему великого, чего жаждет измученная душа главного героя. По мнению Белинского, «тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». Печорин, может, и хотел бы по-другому строить свои взаимоотношения с окружающими, однако он не находит той влаги, которая бы освежила его душу, позволила бы ему возродиться, как Финисту, из пепла.
Печорина с полным правом можно отнести к так называемым «лишним» людям, которых было великое множество в поколении автора. Безусловно, подобные типы людей, не вписывающихся в собственную эпоху, встречаются во все времена. Это роднит главного героя романа Лермонтова и с Онегиным Пушкина, и с Обломовым Гончарова. Каждый ищет себя в этом мире, стремится найти достойное применение своим силам, своей энергии, однако далеко не у всех это получается. Безусловно, в художественном отношении образ Онегина выписан, на мой взгляд, талантливее образа Печорина. Однако, в том, что касается идеи, Лермонтов, опять-таки, по моему мнению, превзошел Пушкина. Во все времена находятся люди, которые более остро переживают перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительны к проявлениям собственной души. Именно поэтому на их долю выпадают самые мучительные душевные переживания.