Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.Герой нашего времени«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский)

«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский)

Действие романа «Герой нашего времени» протекает в трудные для любого культурного и образованного человека времена. После разгрома восстания декабристов в стране еще царит напряженная ситуация. Велика власть цензуры. За каждым действием добропорядочных граждан зорко следит тайная полиция. В моде доносы и наушничество. Безусловно, Печорину, как представителю лучшей части дворянской интеллигенции, очень трудно найти себе занятие, которое бы не противоречило бы его принципам. Ступая в конфликт с обществом, главный герой оказывается причиной несчастий окружающих его людей. По мнению Белинского, таких людей, как Печорин, много. «Герой нашего времени — портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени», — замечает виднейший литературный критик 19-го столетия. Можно сказать, что Лермонтов одним из первых постарался обратить внимание читателя на психологические проблемы своего поколения.

Уже в первой части романа, мы понимаем, что главного героя нельзя назвать сосудом благодетели. То, как он добивается своего, не стесняясь в средствах исполнения задуманного, уже настораживает. Он подговаривает подростка выкрасть ему сестру взамен на породистого коня. Причем Печорин принимает активное участие в краже этого жеребца. Казалось, что все должно сложиться хорошо. Главный герой добивается своего, и похищенная девушка вскоре отвечает ему взаимностью. Однако мирное и спокойное счастье довольно скоро начинает претить страстной и деятельной натуре Печорина. Размеренность и обыденность не в его вкусе. Печорин по своей натуре человек очень деятельный: «беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни». Ему не подходит роль стороннего наблюдателя. Во всем он старается докопаться до сути.

Можно вспомнить историю с мирными контрабандистами. Невольно своим чрезмерным любопытством он повлиял на жизнь нескольких человек, причем не самым лучшим образом. Спугнув контрабандистов, он обрек на верную смерть пожилого человека и слепого мальчика.

Печорин всегда оказывается в гуще событий. Не зная, как можно применить свою неуемную энергию в благих целях, молодой человек растрачивается по пустякам. Его интрижки с княжной Мери и Беллой не что иное, как стремление хоть как-то развеять свою скуку. В первом случае оказывается сильно задето самолюбие влюбленной девушки, что несомненно, оставит осадок на всю ее жи

знь. Во втором все заканчивается более трагично: Белла погибает. Однако ни смертельная обида одной, ни смерть другой девушки мало трогают Печорина.

Можно сказать, что в этом человеке уживаются две личности. Если одна постоянно находится в активной деятельности, поиске приключений, то другая критически оценивает действия первой. Печорин, рассуждая о своих поступках, прекрасно понимает, что они достойны всякого осуждения. Причиной подобного раздвоения личности может служить только противоречие между «глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». Блестящий офицер, прекрасно образованный человек вынужден участвовать в бесполезной и выматывающей войне, иметь дело с людьми, которые намного ниже его как по социальному положению, так и по интеллектуальному развитию. С другой стороны, Печорину надоели вычурность и интриги высшего света. Он как бы находится в промежуточном положении. Безусловно, это не может не отражаться и на состоянии духа главного героя. Печорин пытается отрешиться от прошлого, разрушить в себе все старое, однако он не знает к чему стремиться. Впереди далеко-далеко только отблески чего-то по-настоящему великого, чего жаждет измученная душа главного героя. По мнению Белинского, «тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». Печорин, может, и хотел бы по-другому строить свои взаимоотношения с окружающими, однако он не находит той влаги, которая бы освежила его душу, позволила бы ему возродиться, как Финисту, из пепла.

Печорина с полным правом можно отнести к так называемым «лишним» людям, которых было великое множество в поколении автора. Безусловно, подобные типы людей, не вписывающихся в собственную эпоху, встречаются во все времена. Это роднит главного героя романа Лермонтова и с Онегиным Пушкина, и с Обломовым Гончарова. Каждый ищет себя в этом мире, стремится найти достойное применение своим силам, своей энергии, однако далеко не у всех это получается. Безусловно, в художественном отношении образ Онегина выписан, на мой взгляд, талантливее образа Печорина. Однако, в том, что касается идеи, Лермонтов, опять-таки, по моему мнению, превзошел Пушкина. Во все времена находятся люди, которые более остро переживают перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительны к проявлениям собственной души. Именно поэтому на их долю выпадают самые мучительные душевные переживания.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский)

Слов:657
Символов:4830
Размер:9.43 Кб.