«Герой нашего времени» — произведение, рожденное по-следекабристской эпохой. Героическая попытка передовых дворян изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последовавшие за этим событием годы явились сложным периодом русской истории: жестокая реакция, политический гнет. Но, несмотря ни на что, мысль в этот период работала напряженно. Вся энергия, накопившаяся в русском обществе и потенциально способная перейти в действие, была переключена в сферу интеллектуальной жизни. Образованная часть людей стремилась выработать широкий взгляд на мир, постигнуть мир во всей его сложности.
В «Герое нашего времени» Лермонтов сознательно нарушает хронологическую последовательность, тем самым заставляя читателя сместить свое внимание от сюжета к внутреннему миру героев, на их интеллектуальную жизнь. По этой причине произведение считается первым в России «аналитическим романом» (Б. Эйхенбаум), первым русским социально-психологическим романом.
Главная цель, которую ставил автор, — глубоко раскрыть сложную натуру своего современника, показать проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Не случайно В. Г. Белинский назвал лермонтовское произведение «грустной думой о нашем времени». Б. Эйхенбаум отмечал, что «предмет художественного изучения Лермонтова... личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком». И это действительно так: лермонтовский герой изначально необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, столь же удивительны, неординарны. Автора интересует не заурядный герой, к которому читатель привык, а личность могучая и титаническая — «герой века».
Однако не менее занимала автора и другая проблема — определение черт «нашего века». Его Лермонтов характеризует как эпоху, в которую умные, образованные люди обречены на жизнь бесплодную и никчемную, так как историческая действительность не может дать выхода их страстям и порывам. Это «лишние люди», опередившие эпоху, в которую им суждено жить. От этого они, не понятые современниками, не способные найти с ними общий язык, осуждены на одиночество.
Героем времени, представителем своей эпохи в романе является Печорин — личность сильная и волевая. Молодой человек скоро убеждается, что в этом обществе человек не может добиться ни счастья, ни славы. Жизнь обесценилась в его глазах, им овладели тоска и скука — верные спутники разочарования. Печорин задыхается в душной атмосфере николаевского режима, он так и говорит: «Во мне душа испорчена светом». Печорин все время ищет людей, которые могли бы в чем-то противостоять ему, понять его. Герой пытается ставить людей наравне с собой, но в результате он только еще раз убеждается, что во многом выше их. Нет достойного Печорину соперника — от этого ему скучно. Кроме того, испытывая людей, герой видит всю их низость, мелочность, неспособность к благородным поступкам. Это еще больше его угн
Одаренный от природы, наделенный глубоким умом, способностью анализировать, с сильным характером и стальной волей, он имеет некоторую, по словам автора, странность: глаза его «не смеялись, когда он смеялся». Эта «странность» — еще одно доказательство того, как глубоко Печорин разуверился во всех обольщениях мира, какими безнадежными видит он свои жизненные перспективы.
Стремясь к полноте жизни, мечтая об идеале, Печорин между тем проводит жизнь бесплодно. С горечью вынужден констатировать герой: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Печорин все время в поиске. Он повсюду ищет идеал благородства, чистоты, душевной красоты. И ошибается, и разочаровывается, считая вначале, что идеал этот — Бэла. Оказывается, эта девушка не способна подняться выше безоглядной любви к Печорину, и это быстро охлаждает чувства героя. Печорин — эгоист, с этим нельзя не согласиться, но таким его сделало «наше время», которое не в состоянии удовлетворить его ищущую, глубоко чувствующую натуру.
Не складываются отношения у Печорина и с Максимом Максимычем: герои слишком не похожи друг на друга. Эти два человека в романе представляют собой две стороны, два пласта русской жизни: Россию народную, необразованную и Россию дворянскую. Потому-то и не понимают они друг друга, потому и не могут подружиться. Между ними нет и не может быть настоящего чувства привязанности: ограниченность одного и искушенность другого исключают такие отношения. Еще отчетливее проявляется богатство печоринской натуры, сила его характера на фоне подлеца и негодяя Грушницкого.
Все происходящие с Печориным события демонстрируют с очевидностью фатальный ход жизни, а их разрозненный характер только подчеркивает власть обстоятельств, не зависящих от личной воли героя. Все ситуации подтверждают некие общие законы жизни. Все столкновения Печорина с людьми случайны, но каждый случай убеждает его в закономерности тех понятий о жизни, которые дал ему предшествующий опыт.
В романе полностью раскрывается психологический портрет Печорина и отражены социально-политические условия, формирующие «героя времени». Это лермонтовское произведение предвосхитило психологические романы Достоевского, а Печорин продолжил ряд «лишних людей» в русской литературе. Несмотря на двойственность моего отношения к Печорину (и эгоист, и благороден), нельзя все же не отдать должное мастерству Лермонтова, который смог так психологически тонко изобразить противоречивую личность.