Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.Герой нашего времениПЕЧОРИН - МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА

ПЕЧОРИН - МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА

Печально я гляжу на наше поколенье...

М.Ю. Лермонтов.

Исследуя роман Лермонтова "Герой нашего времени", Бе-

линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает

пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо-

рина "младшим братом Онегина". Подчеркивая несомненное

сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье

"Герой нашего времени": "Различие их гораздо меньше, чем

расстояние между Онегою и Печорою".

Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лер-

монтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства

автор передал своему герою. Но специально в предисловии к ро-

ману поэт писал, что Печорин- обобщенный, типичный образ,

"портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего

молодого поколения".

Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принад-

лежал к аристократии Петербурга и также "бешено гонялся за

удовольствиями жизни", когда "три дома на вечер зовут". Он,

как и Онегин ( может быть, даже в большой степени), богат, со-

вершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен. По-ви-

димому ( как и Евгений), он менял много занятий. "Труд упор-

ный" был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим

молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятель-

ности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и

любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит

Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие

поступки могут навсегда лишить его возможности служить.

У Григория Александровича много привлекательного. Он че-

ловек начитанный, развитой, интересный и остроумный собесед-

ник. Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писа-

тель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии,

имеет успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окру-

жающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастли-

вым. Но нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое де-

ло ( и любовь тоже ) скоро утомляет и становится скучным.

То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается

полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему

неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато

он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Тать-

яны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих

людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает рев-

ность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В

гораздо более сильной мере "умение" приносить любящим его лю-

дям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и

сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.

Эгоизм составляет центральную часть характера о

боих героев.

Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные яв-

ления, связанные с безвременьем, наступившим после декабрист-

ского движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни

высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов в

"Думе":

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Именно путь без цели. Вот почему и Онегин, и Печорин не

могут найти свое призвание. Помещенные в исключительные усло-

вия, эти люди потеряли тот внутренний двигатель, который и де-

лает жизнь человека интересной. Не случайно обоими овладела

"охота к перемене мест". Мы не знаем, какова дальнейшая судьба

Онегина, но Лермонтов кончает роман сценой, от которой сжима-

ется сердце от обиды за бедного Максима Максимовича. "...

Авось умру где-нибудь по дороге...",- говорит Печорин на про-

щанье. Предчувствия не обманули его.

То, что только угадывается в Онегине и кажется не столь

уж странным, в Печорине получает окончательное развитие. В

этом смысле он не только "младший брат" Онегина, но и "брат",

в более совершенной степени отразивший родовые черты.

Герцен отмечал, что Печорин возвышается своим умом над

окружающими, но все-таки остается "умной ненужностью", так как

живет без цели. Тургенев правильно назвал Печорина "лишним че-

ловеком". Такое название закрепилось за Онегиным, Печориным,

Бельтовым, Рудиным и некоторыми другими литературными героями

19 века.

Возможно, как и Пушкина, Лермонтова тоже "года клонили к

суровой прозе". Не случайно же он обращается к жанру романа в

конце жизни. Но и в поэтической, и в прозаической форме Михаил

Юрьевич продолжал описывать "гордого человека".

Всю жизнь воспевал писатель этого человека, этот мятежный

дух. Сам юный, страстный, ненавидящий тиранию, он в образах

Демона, Мцыри и других воспевал сильную натуру, ее смутные и

манящие идеалы, романтическую ненависть к несправедливому по-

рядку жизни, ее страдания и тоску, страстные мечты и мятежные

порывы.

Несомненно, что-то от этих романтических героев осталось

и в Печорине. Но так же, как легкий стих отличается от тяжело-

весной прозы, отличаются эти бунтари по духу от бунтаря по

стечению жизненных обстоятельств Печорина.

Когда я читал роман, мне было жалко Печорина. Да и невоз-

можно равнодушно читать о том, как погибает гордая челове-

ческая душа, как умный, благородный, любящий природу человек

превращается в холодного, бездушного эгоиста, у которого не

осталось ничего дорого, что еще могло бы быть чем-то связывать

его с ней.

Печорин погибает. И это неизбежно. Жизнь стала ему в тя-

гость. Он устал и разочаровался в ней. А нам больно за него.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ПЕЧОРИН - МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА

Слов:680
Символов:6120
Размер:11.95 Кб.