Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.Герой нашего времениТема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич.

Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич.

В обыденном сознании многих людей судьба всегда представлялась как непостижимая предопределенность событий и поступков.

В обыденной речи судьба часто означает: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. В завершении своего

произведения М.Ю Лермонтов не зря приходит к этой теме: она не разрешима и не имеет конкретных заключений, как, впрочем,

и сам роман: автор лишь подводит читателя к этим размышлениям.

Глава «Фаталист» довольно загадочна и тяжело поддается анализу, как и понятие судьбы вообще. Уже само название главы

несет в себе загадку. Несмотря на то, что сама она мала по объему, однако в ней присутствуют много лишних и непонятных

деталей, а с другой стороны, чем их больше, тем лучше, нам кажется, мы понимаем суть.

Действие происходит в казачьей станице. В доме у одного майора зашел разговор о том, что «будто судьба человека

написана на небесах…», что в свое время утверждало мусульманское поверье, однако христианство противопоставило идее

судьбы веру в божественное провидение. Многие рассказывали различные истории подтверждающие, либо опровергающие это,

однако никто не был в этом убежден. «Все это вздор!» - сказал кто-то. И был задан вполне разумный вопрос: «…зачем же

нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?».

В это время к столу подходит Вулич, известный своей храбростью и страстью к игре. «Он был храбр, говорил мало, но

резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн…», но «за зеленым столом он забывал все…». Его внешность,

особенно «черные проницательные глаза» и холодная улыбка, полностью соответствовала его характеру. Впервые столкнувшись

с ним мы понимаем, что это особенный человек, человек имеющий свои тайны и, по-видимому, убеждения.

Вулич предлагает доказательство того, что существует предопределение, и заключает с Печориным пари. Первый берет

пистолет, ставит дуло ко лбу и нажимает на курок, однако осечка, он взводит курок еще раз, стреляет в фуражку и

пробивает ее прямо по центру. И все считают этот эксперимент весьма весомым доказательством фатализма. Печорин говорит,

что теперь верит, но следующие его рассуждения убеждают нас совсем в другом: «…не понимаю теперь, отчего мне казалось,

будто вы непременно должны нынче умереть…». После этих слов Вулич вдруг вспыхнул и смутился. От чего он смутился? Этот

краткий обмен репликами сильно выделяется на фоне всего повествования, он не содержит ремарок. Печорин в замешательстве,

Вулич, который спокойно метил себе в лоб, боится с

лов Печорина. Кто же фаталист? Печорин ничему не верит слепо, но и

ничего решительно не отвергает. Вулич кажется нам фаталистом, однако мы просто сильно увлеклись событиями, а что если бы

Вулич застрелился - это тоже доказательство то!

го, что судьба человека предопределена, а его странная реакция на слова Печорина? Из этого всего мы можем лишь сказать,

что Вулич больше склонен к фатализму. Вулич испытает судьбу еще раз, когда будет возвращаться домой, но и последний. Он

встретит пьяного казака, который нанесет ему удар шашкой и разрубит его почти до сердца. Казак как бы берет реванш за

поражение Печорина. Он становится противником фатализма. Получается, что казак разрешил судьбу Вулича, однако это не

доказывает того, что судьба в руках человека, как и того, что не существует предопределений. Вулич и казак-это крайности

личности Печорина. Печорин всегда испытывал раздвоенность: «…я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы…

». Он ведет борьбу как против казака, так и против Вулича. «Я люблю сомневаться во всем»,-говорит Печорин. Да, он не

принимает ни фатализма, ни противоположного убеждения.

Мы знаем судьбу Печорина и она печальна, но, как он сам сказал,(косвеная речь) «смерти не минуешь!». Но мы

также знаем, что Печорин всегда боролся за истину, боролся сам с собой, сомневался во всем, однако был решительным.

Печорин всегда стремился к действию. Нужно больше рождать идей, больше действовать, больше совершать поступков, ведь

смерти не избежишь, а быть фаталистом - это, грубо говоря, значит прожить жизнь бесследно, «…не бросивши векам ни мысли

плодовитой, ни гением начатого труда», иметь единственное убеждение и спокойно доживать свою жизнь, как это и делает

Максим Максимыч. Максим Максимыч по-своему верит в предопределение. Это, по его словам, вроде как «на роду написано».

Многим событиям из нашей жизни, я полагаю, невозможно дать объяснений. Можно обманывать свой разум, но

объяснить все происходящее вокруг нас – значит понять суть жизни, значит стать «сверхчеловеком», что, конечно,

невозможно, но иметь такую великую цель, стремится к своей «звезде»-в этом счастье и величие разумного человека, для

этого он должен верить в предопределение своей судьбы и бороться со своей верой и с самим собой, так жизнь состоит из

одних противоречий. «Ведь хуже смерти ничего не случится».

«Только тот человек…может быть счастлив, который ставит перед собой большие цели и борется за них всеми своими силами».

(М.И. Калинин)

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич.

Слов:736
Символов:5318
Размер:10.39 Кб.