Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь времени? Конечно, мы имеем в виду не экзотическую Бэлу или эскизный образ ундины из повести «Тамань», а совсем реальных женщин, представительниц определенного класса, занимающих высокое положение в обществе, — княжну Мери и Веру Лиговскую. Это неординарные натуры хотя бы потому, что обратили внимание на Печорина, искренне полюбили его и могли бы связать с ним судьбу. Они умные и душевные, образованные и эмоциональные и — главное! — откровенно-смелые в словах и поступках, могут встать рядом с Печориным в счастье и горе. Мы встречаем их только в одной части романа — повести «Княжна Мери», но эта повесть занимает центральное место в романе.
Княжна Мери Лиговская — молодая симпатичная девушка, принадлежащая к одной из лучших семей столицы. Ее социальное положение, состояние, а главное, образование, не совсем характерное для девушки, воспитали характер независимый, смелый и самолюбивый. Оказав обычную человеческую услугу раненому Грушницкому, она по-детски оглянется: не видела ли этого мать. Обидевшись на Печорина, перекупившего понравившийся ей ковер, она по-детски «проповедует против него ополчение». Но как благодарна она недавнему противнику за джентльменский поступок — избавление ее на балу от притязаний пьяного драгунского капитана! Как сразу открываются для благородного спасителя двери гостиной Лиговских и впечатлительная душа Мери! И как решительно, с каким чувством собственного достоинства звучат ее слова: «Вы хотите, чтобы я первая призналась Вам в любви?» Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, способного и уговорить мать переступить условности, не укладывающиеся в рамки банального понимания супружеского счастья в глазах общества, и сделать счастливым любимого в каких бы то ни было испытаниях.
Из последнего диалога Печорина с ее матерью мы понимаем, что Мери догадывается о причинах незавидного теперешнего положения героя, о его ссылке на Кавказ, но все-таки, несмотря на это, ждет его признания в любви — точнее, ответа на свое признание. Как она похожа на тех русских женщин, которые оставляли столицу, свет и отправлялись вслед за любимыми в далекую суровую Сибирь, чтобы светом своей любви озарить
Вера Лиговская — образ более эскизный, набросанный несколькими яркими штрихами. Мы видим перед собой женщину, у которой чувства, эмоции все время борются с рассудком. Выйдя замуж за старого князя ради сына, она обманывает мужа ради Печорина. Испугавшись за Печорина, когда муж рассказал ей о дуэли, она выдает свои чувства, поставив под угрозу и покой семьи, и уважение к ней мужа, и свое будущее.
Наверное, Вера предчувствует грустное расставание с Печориным, роман без счастливой развязки, но ничего не может с собой сделать, потому что искренне идет навстречу любви, не ставя никаких условий, не оценивая порывы собственной души и сердца. Может, именно поэтому Вера — единственная женщина, которая, при возможности потерять ее навсегда, стала для Печорина «дороже жизни, чести, счастья». Пытаясь догнать ее, он загоняет коня и плачет, упавши на траву, как ребенок. Можно было бы сказать, что герой встретил на своем жизненном пути свою единственную любовь, если бы мы не знали, что через пару месяцев он привезет в крепость Бэлу. А через пару месяцев, сломав ради своего каприза жизнь Бэлы, став причиной ее сиротства, он станет тяготиться ею: «Я ее люблю, но мне с ней... скучно». Такова натура Печорина, ее можно попытаться объяснить строчками из «Думы»:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови...
Княжна Мери и Вера. Такие разные по возрасту и по характеру, они похожи в одном — в искренности чувств и поступков, в верности первой любви.