Роман Лермонтова "Герой нашего времени" написан на Кавказе, и местная природа вдохновляла автора. В романе он протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев. В самом деле, у лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения, весь роман проникнут глубоким лиризмом. Это обуславливает страстную эмоциональность, взволнованность пейзажных описаний, создающую ощущение музыкальности текста. К тому же при закрытости характера главного героя романа, эмоциональное значение пейзажа делается особенно ценным.
Точные и свежие краски лермонтовской прозы очень достоверны. Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, и блеск снегов на гребнях гор – все это играет и дышит. В "Бэле" нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Лермонтов пишет: "Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову; я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака". Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их "туземцами России".
Показывая теневые стороны жизни горцев, Лермонтов сочувствует народу. И словно для контраста рисует он величавые картины горной природы нарисованы талантливо.
Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит. Часто его мысли о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе.
Печорин мастерски описывает природу ночи (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и "мрачными, снеговыми горами". Иногда картины природы служат у него поводом для мысли, рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести "фаталист", вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения.
Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему скучной. Пейзаж и здесь помогает понять душевное состояние героя. Этому служит описание взволнованного моря в рассказе "Тамань". Картина, открывающаяся с площади, где должна была происходит
К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом.
Лермонтов очень любил море, его стихотворение "Парус" перекликается с романом "Герой нашего времени". Желанный "парус" ищет в море Печорин. Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не появился "желанный парус" и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам на последних страницах романа. Печорин называет себя и свое поколение "жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха".
Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни. Чудесным пейзажем открывается повесть "Княжна Мери". Печорин в дневнике пишет: "Вид с трех сторон у меня чудесный".
Прекрасно изображены картины природы не только в романе "Герой нашего времени", но и в стихах. Знаменито его стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива". Оно принадлежит к шедеврам мирового искусства. Стихотворение навевает грусть:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
В стихотворении "Родина" те же грустные картины:
Люблю отчизну я, нo странною любовью...,
Но я люблю — за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек, подобные морям.
Таким образом, творчество Лермонтова оказало значительное влияние на развитие русской литературы в целом. Знаменитые пейзажи Тургенева написаны под влиянием лермонтовской прозы, некоторые рассказы Толстого ("Набег") напоминают реалистически зарисованные образы Лермонтова, из его творческого опыта исходил и Достоевский, влияние Лермонтова просматривается в поэтической деятельности Блока, обожал Лермонтова и Есенин.
Возвращаясь к Печорину, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии его личности. Только наедине с природой Печорин чувствует себя естественно, испытывает глубочайшую радость. "Я не помню утра более глубокого и свежего!" — восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах.