Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» печатался отдельными повестями в журнале «Отечественные записки» в течение 1840 года. Читатели все ждали появления обещанного героя, то есть личности, которая действительно совершит нечто героическое. Но писатель в предисловии объяснил своим читателям, что слово «герой» он использовал в этом произведении в значении: человек, наиболее полно отражающий современные нравственные принципы. «Герой нашего времени», милостивые государи, точно портрет, но не одного человека, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», – так пишет автор о Григории Александровиче Печорине, главной фигуре своего романа.
Об особенностях изображения действительности автор в предисловии высказывается также весьма недвусмысленно: «История души человеческой… едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Следовательно, М. Ю. Лермонтов подчиняет все художественные особенности своего произведения задаче наиболее полного раскрытия «истории души» Григория Александровича Печорина. В том числе и систему образов романа. Каждый второстепенный персонаж романа обрисован так, чтобы оттенить по сходству или контрасту какие то грани характера главного героя. Так написан и образ доктора Вернера, пятигорского курортного врача, появляющегося в повести «Княжна Мери» и являющегося, пожалуй, единственным человеком, которого можно назвать приятелем персонажа, совсем не имеющего друзей. Тем не менее в романе он должен по контрасту оттенить целый ряд особенностей своего приятеля.
Печорин красив и аристократичен: «Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение… белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб… усы его и брови были черные – признак породы в человеке… немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза». Вернер же отнюдь не красавец: «Он был мал ростом и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна».
Печорин, дворянин по происхождению, занимал довольно высокое положение в светском обществе. Княгиня Лиговская, например, после знакомства с ним выяснила, что она дружна с «полудюжиной его тетушек». Доктор Вернер – обычный курортный врач, который лечит приехавших на воды аристократов и практикует в местном госпитале, возвращая в строй раненых на Кавказе солдат и офицеров.
Печорин обладает «сатанинской гордостью» и хотел бы, чтобы не скучать, облагодетельствовать целое человечество, а Вернер вполне доволен своим скромным положением и делом, которому он служит.Печорин пользуется успехом у женщин, вся история пребывания его на Кавказе включает целый список имен женщин, павших жертвой его чар: Бэла, Мери, Вера. А Вернер, по словам автора, хоть и «изучал все живые струны сердца человеческого… но никогда не умел он воспользоваться своим знанием».
Печорин довольно циничный молодой человек. Ему доставляет удовольствие манипулировать другими людьми: подчинить своей воле и влюбить в себя княжну Мери, довести до бешенства Грушницкого, по своей прихоти почти разрушить судьбу Веры. Он довольно равнодушен к страданиям своих жертв, хотя его и посещает минутное раскаяние, когда он понимает, что он причина несчастья окружающих. В минуту объяснения с Мери он уже был готов броситься к ее ногам и просить руки этой девушки, он рыдает, когда его конь пал и ему не удалось догнать уезжающую к мужу Веру. Но все это, с его точки зрения, минутные слабости, так как основной жизненный принцип его таков: «Да и какое мне дело до несчастий и бед человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».
Доктор Вернер, на первый взгляд, тоже весьма скептически нас
Но при этом Печорин в своем журнале пишет, что он однажды видел, как Вернер плакал в госпитале над умирающим солдатом, которому ничем не мог помочь. В день дуэли с Грушницким доктор соглашается принять в ней участие, чтобы оказать помощь раненому или констатировать смерть и извлечь пулю из убитого. Тогда можно было бы все списать на горцев или несчастный случай. Вернер знает о подлых условиях дуэли, на которые согласился Грушницкий, знает о намерении Печорина наказать юнкера за это. Он совершенно был согласен с планом Григория Александровича, когда они его обсуждали. Но после смерти Грушницкого, сделав все, что обещал своему приятелю, доктор осудил его, вызвав у Печорина бурю эмоций: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже ободряют его, видя невозможность другого средства, – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».
Если эти два героя так отличаются друг от друга, то почему же они «делались приятелями»? Скорее всего, причина в том, что Вернер по уму, образованности и широте взглядов является ровней Григорию Александровичу. Им интересно бывать вместе, все подвергать сомнению и осмеянию. Ради этого Печорин даже готов забыть о «низости» происхождения своего приятеля и смирить на некоторое время свое аристократическое высокомерие. Хоть Печорин и утверждает, что он к дружбе не способен, так как из двух друзей всегда один является рабом другого: «Повиноваться я не хочу и не могу, а повелевать – труд утомительный», но тем не менее и Григорий Александрович, и «все порядочные люди» вступились за доктора, когда его практике начали угрожать наветы конкурентов. А Вернер откровенно обеспокоен судьбой своего друга, когда Печорин принимает вызов Грушницкого и собирается встать под пулю с незаряженным пистолетом. Он несколько раз заклинает приятеля не делать этого, быть осторожнее.
Печорин и Вернер интересны друг другу и «сделались приятелями», наверное, еще и потому, что оба они отрицательно относятся к окружающему их «водяному обществу», состоящему из людей, подобных Грушницкому: не очень умных, занятых своей карьерой, своим положением в обществе, в общем, всем тем, «чем так счастлива самолюбивая посредственность». Ум Печорина и Вернера подвергает осмеянию правила жизни и хорошего тона, принятые в «водяном обществе» Пятигорска. Главный герой романа пишет о них в своем дневнике: «Они пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом, они играют и жалуются на скуку». Какая ирония заключена в этих строчках! Недюжинный ум раскрывается у этих героев в сравнении с людьми, которые их окружают, – мелкими и пошлыми, занятыми сплетнями, дрязгами, интригами друг против друга. Как выгодно отличаются Печорин и Вернер от этого слоя общества.
Такими увидел и изобразил людей одного с ним поколения М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Судьба Вернера остается нам неизвестна: мы прощаемся с ним, когда история княжны Мери была изложена до конца. Скорее всего, они с Печориным больше никогда не виделись. Судьба его приятеля более трагична: из за отсутствия цели в жизни, обусловленного воспитанием, средой и общественно политическими условиями жизни в России 30 х годов XIX века, Печорин так и не смог найти применения силам своей богатой натуры и, «возвращаясь из Персии, умер». «Силы этой богатой натуры остались без применения, а роман без конца», – напишет о судьбе одного из приятелей В. Г. Белинский.