Все легко отвечают, в какой роли выступает здесь герой: в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но Печорин все время выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Именно его вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт и финал повести. Все, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды и не ради стремления принести пользу людям. Никакой цели его действия не преследуют, но не действовать он не может, потому что такова его натура. Едва ли на равнодушного, разочарованного человека так сильно могла бы подействовать случайная встреча со слепым мальчиком, а Печорин под ее влиянием долго не может заснуть, и перед ним «во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами». Так же . не безучастен Печорин и к своему прошлому: вид моря перед бурей напоминает ему «старые годы», север, «холодную столицу», и он волнуется.
Повесть «Тамань» позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Правда, Печорин еще нигде прямо не говорит об этом, как в «Княжне Мери», но постоянное внимание его к меняющимся картинам моря, небу, на котором он видит то полный месяц, то разорванные облака, показывает интерес героя к природе; он не только описывает, но любуется ею. Проснувшись утром, перед уходом к коменданту Печорин с наслаждением смотрит из окна «на голубое небо, усеянное разорванными облачками», и «на дальний берег Крыма, который тянется лиловой полосой и кончается утесом…»
Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность - какие это великолепные свойства человеческой натуры и как счастлив может быть человек подобного склада! Но Печорин не кажется счастливым. Те же качества в контрабандистах более полноценны. Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», взволнованно восклицает: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие».
В рассказе Максима Максимыча он выделяется на фоне других действующих лиц как человек особенный, почти герой, которому все задуманное удается. В повести «Тамань» Печорин рассказывает о себе сам, он не скрывает подробностей, выставляющих его отнюдь не в героическом виде. Оказывается, он не умеет плавать, уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему «ундиной», и т. д. В конце концов, он оказался даже «жертвой»: у него украли шкатулку, шашку, и ему ничего не остается, как примириться со свершившимся, потому что, действительно, «не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Такое ироническое отношение к себе характерно для Печорина.
Работая над повестью «Тамань», все могут начать наблюдения над речью Печорина, что обогатит представление ребят о характере героя повести. В «Тамани» Печорин выступает как первое лицо, стиль его речи переплетается со стилем самого Лермонтова и иногда очень трудно отграничить стиль героя от стиля автора. На уроке рекомендуется подобрать в речи Печорина слова и примеры, убеждающие в образованности героя; в остальных же случаях лучше говорить не о речевой характеристике Печорина, а о языке и стиле повести «Тамань».
Раскрытию характера героев и идеи повести подчинен пейзаж. Однако недостаток времени не позволяет учителю подробно охарактеризовать роль и значение его; на уроке делаются лишь частичные наблюдения, в дальнейшем они могут послужить материалом для обобщения на одном из заключительных уроков.
Работа над первым описанием природы: «Полный месяц светил на камышовую крышу…» - позволит сделать вывод, что пейзаж является не только реалистическим фоном действия, но и участвует в его развитии. Кроме того, пейзаж помогает
Подчеркивая зарисовками природы психологическое состояние действующих лиц, Лермонтов не вводит в описание эмоциональных эпитетов или восклицаний, а отбирает и своеобразно показывает определенные, совершенно реальные предметы. Так, тревожное состояние Печорина, следующего ночью за слепым, подчеркивается пейзажной зарисовкой, в которой нет никаких упоминаний о переживаниях героя, но предметы показаны в состоянии, предвещаюгцем бурю и непогоду: луна начала одеваться тучами, туман поднимался на море, валуны грозили потопить корабль, фонарь на корме едва светился.
Наконец, пейзаж в повести «Тамань» является для автора средством выразить отношение к происходящему и изображенному, он лиричен. Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, что вместе со своим героем он мечтал о жизни вольной и свободной, как море, возвышенной и чистой, как небо, светлой и ясной, как звезды, сверкавшие «на темно-синем своде». Лиризм ощущается в подтексте, в «Тамани» он нигде не прорывается прямыми авторскими отступлениями и высказываниями, как в повестях «Бэла» или «Княжна Мери», но чувствуется и в незавершенности показа судеб героев, оставляющей место для раздумий читателя, и в контрасте вольной жизни контрабандистов с жизнью едущего «по казенной надобности» офицера, и в способе обрисовки контрабандистов. Известна высокая оценка А. П. Чеховым языка повести «Тамань».
Наиболее целесообразно обратиться к описанию местоположения жилища контрабандистов. Приводим его: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. «Суда в пристани есть,- подумал я:- завтра отправлюсь в Геленджик».
Давая это описание, автор (Печорин), желая нарисовать место, где будет жить, и подчеркнуть временный характер своего поселения на квартире, не стремится высказать какое-нибудь чувство или вызвать его у читателя. Здесь нет ни одной лишней детали. Хата с камышовой крышей, обрыв к берегу моря, ограда из булыжника, взволнованное море, оттеняющее силуэты стоящих в пристани кораблей,- вот предметы, которые в той или иной степени нужны для показа дальнейших событий, действий и размышлений героя. На камышовой крыше Печорин увидит девушку-контрабандистку. Возле забора («ограды из булыжника») он притаится, наблюдая за слепым. По крутой и узкой тропинке обрыва слепой будет спускаться к морю. Луна осветит силуэты кораблей, а следовательно, покажет возможность скорого отъезда Печорина в Геленджик из Тамани. Все описание, рисуя реальную обстановку действия, подчеркивает случайность остановки героя в «гнезде честных контрабандистов».
Лаконизм и конкретность - отличительное свойство стиля большинства описаний в романе «Герой нашего времени» -. выражается здесь в отказе Лермонтова от эмоциональных и метафорических эпитетов: эпитет превращается в. конкретное красочное определение, либо характеризующее цвет предмета («белые стены», «темно-синие волны», «черные спасти», «бледная черта небосклона»), либо указывающее иной материальный признак его («камышовая крыша», «ограда из булыжника»). Герой смотрит на все описываемое ночью, когда исчезает богатство тонов и предметы воспринимаются лишь как светлые и темные.