В душе героя за этой скукой таится огромная любовь к жизни. Показать это ученикам можно, обратившись к тем страницам, где герой пишет о природе. Любовь к природе - одно из самых цельных чувств Печорина. Выбрав из повести «Княжна Мери» несколько описаний природы, можно прочесть отрывки, где герой говорит о радости и наслаждении, испытываемых им при общении с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,-; чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?». Или: «…я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра… Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума…». Или: «Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».
Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»). Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми. Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель. В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются слова, выражающие устремления героя: «тихие радости и спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами». Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» -. вот арена действий героя, растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунским капитаном и т. д. А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?»
Размышления героя накануне дуэли хорошо прочесть в классе, их можно рекомендовать для заучивания наизусть. «Назначенье высокое» могло определить жизнь героя. Его «силы необъятные» могли найти исход в общественной деятельности. Но возможности для нее нет. Намек на это скрывается в фразе: «честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти…» Николаевская действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Пи талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности. Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Эта очень существенная особенность - раздвоенность сознания Печорина - не всегда легко воспринимается. Трудность восприятия вызывается сложностью самого понятия рефлексии. С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере человека, лишают его цельности мировосприятия: человек не может просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно идет суд над собой, анализируются все поступки. И это излишнее психологизирование уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо это показать на примерах. Печорин лишен возможности искренно ощущать радость и счастье, потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок
Постоянный самоанализ мешает действовать, между тем одновременно самоанализ имеет и положительные стороны. Именно то, что явление может быть одновременно и положительным и отрицательным, и трудно для понимания школьников. Строгий суд Печорина над самим собой, постоянный самоанализ, мешающий радостно ощущать жизнь, в то же время не позволяет ему удовлетвориться малым, быть довольным «самим собой, своим обедом и женой». Что же касается сомнений, которые часто овладевают героем, они - необходимое условие, один из этапов на пути к познанию истины, они не мешают «решительности характера», как говорит сам герой в «Фаталисте». Однако у Печорина и эта черта доведена до предела. Если бы сомнение у него было только этапом на пути к познанию истины, если бы оно было переходным моментом от мысли к действию, была бы несомненной его положительная роль. Но, как пишет Е. Михайлова, «сомнение, отрицание, неверие,- у Печорина стало хроническим состоянием, превратилось в безнадежный скептицизм. И в этом трагедия Печорина, в этом - проклятое клеймо среды и эпохи».
Двойственность Печорина отражается в его речи. Печорин, действующий и живущий, пишет: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! - Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?». Или: «…Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!». Характер речи в обоих случаях очень эмоциональный. Тон приподнятый, много многоточий, как бы обрывающих мысль автора и показывающих его волнение. В лексике - синонимичность, сосредоточивающая внимание на чувстве героя: он испытывает «беспокойство, отчаяние»; Вера стала ему «дороже всего… дороже жизни…» Так мог бы говорить поэт. А Печорин, рассуждающий, анализирующий, пишет: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»4. Или: «Признаюсь еще, чувство неприятное, по знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу: это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться».
В обоих этих случаях интонация строго повествовательная, речь спокойная, ровная, логичная. Предложения сложные по составу, большие. Нет никаких недомолвок -; и ни одного многоточия! Нет живого чувства, волнения - и ни одного восклицания или вопроса: вместо них объяснительное «потому что…» Это уже не речь поэта, а почти деловая протокольная запись. Беспощадный анализ разлагает самые непосредственные и цельные душевные движения. Рефлексия вызвана у Печорина невозможностью действовать. Потребность в действии, не находя выхода, заставляет человека погружаться в свой внутренний мир и ввергает его в мучительное противоречие с самим собой. У разных натур самоанализ может принимать разные формы.