Повесть “Княжна Мэри” состоит из отдельных журнальных записей Печорина, которые разрешают заглянуть в самые потаенные уголки сердца героя. Пейзажные зарисовки природы Кавказа свидетельствуют о способности Печорина захватываться прекрасным, о его высокой внутренней культуре и развитых эстетичных чувствах.
Возможные цитаты:
“Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”.
“… подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”.
“С тех пор как я живу и действую, судьба както всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал сетую роль палача или предателя”. “Я давно уже живую не сердцем, а головой”.
Печорин - молодое одаренное, тем не менее эгоистическое лицо. Герой ищет спасения от скуки в приключениях и разных историях. При этом часто вмешивается в жизнь других людей, становится причиной их несчастий. Испытывает потребность в том, чтобы покорять своей воле других людей, пробуждать в них к себе чувство любви, преданности, страха. Сам живет не сердцем, а головой, т.е. постоянно анализирует свои поступки, мысли, переживания. Сердце остается холодным. Бездушно и жестоко сказал Печорин княжне Мэри. Соглашаетесь ли вы с мысленным взором, что “комедия”, которую так мастерски разыграл Печорин для своего удовлетворения, закончилась для девушки большой трагедией? Разбитое сердце, уныние в любви, позор.
Княжна Мэри, как и Бела, - это лишь эпизоды в жизни Печорина, но, как оказывается, в его жизни была женщина, которую он по-своему любил уже много лет и которая искренне любила его. Вера… История этой любви жаждет нашего внимания, так как много чего нового и неожиданного может рассказать о Григории Печорине. Литературоведы утверждают, что М.Лермонтов срисовал Веру со своей любимой Вареньки Лопухиной. В портрете героини особенность - родинка на правой щеке - именно такая, как и у Вареньки. С нежностью и любовью создает Лермонтов образ этой женщины.
Похоже, что Вера единая женщина,
Вера искренне любит Печорина, хотя и утверждает: “С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий…” И действительно, влюбленная в Григория, Вера развелась с первым мужем, вынуждена была ради сына выйти замуж за старого, больного, но богатого мужчину; от жизненных неурядиц, душевного беспокойства сама заболела на чахоткой (неизлечимая к тому времени болезнь). И даже после всего этого Вера сознается Печорину: “… я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день… и, несмотря на это, я не могу думать в будущей жизни, я думаю только о тебе…”
Итак, было в герое что-то такое, что привлекало женщин, которые готовы были идти на любые жертвы и страдания ради своей любви. Об этом пишет Вера в своем последнем письме к Печорину:”Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин… в твоей природе есть чтото особенное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает таким привлекательным …”
Именно в минуты наибольшего отчаяния героя проявляются его духовные силы, глубокие чувства. Но Печорин постоянно контролирует и подавляет в себе эти прекрасные порывания. Почему? Так как он является героем в свое время. А это время сделало из него “морального калеку”, который вынужден скрывать в себе благородные чувства, чтобы не казаться смешным в глазах высшего общества (”… если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся”).
Светское общество получило над Печориным власть. “Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине души: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил…”
Герой потерял способность сочувствовать, думать о других, по-настоящему любить: “Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия”.