Пятнадцатилетним подростком начал Лермонтов работу над поэмой «Демон», закончил ее поэт перед смертью, создав восемь вариантов. Это как бы итог его размышлений о добре и зле, об особенностях современной ему эпохи, ее противоречиях. «Демон» социально-философская и историческая поэма. В изображении Демона Лермонтов шел от Пушкина, частично от Байрона, у которого образ Люцифера олицетворял призыв к независимости. Но лермонтовский Демон отличается большей широтой обобщения, большей силой отрицания действительности. Поэма поражает размахом поэтической мысли. Поэт охватывает взором и землю и небо. Он проникает в скрытые движения человеческого сердца и показывает то, что происходит в бесконечных просторах Вселенной:
На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
До Лермонтова только Ломоносову удалось воспроизвести в русской поэзии с такой же наглядностью звездные пространства. Но своеобразие «Демона» не исчерпывается уникальными картинами мироздания. Основное достоинство поэмы заключается в ее идейном содержании. Лермонтов постоянно тяготеет к аллегорическим приемам (вспомним образ Паруса). Демон также аллегорический образ, притом исполинского масштаба.
Демон, в библейском истолковании,- это творец зла, противник бога, сатана. Лермонтов сохраняет контуры религиозной легенды о противоборстве сатаны с богом, создавая, однако, на этой канве совершенно новый сюжет, обращенный к конфликтам человеческой жизни, к социально-философским и историческим проблемам своего времени.
Лермонтовский Демон - это не мелкий и проказливый бес, а прекрасный в своем могуществе дух. Он «царь познания», «свободы» и в то же время -«сеятель зла». Как объяснить сочетание противоположностей, где тут логика?
Истинный смысл парадоксальной лермонтовской аллегории можно понять ли
Следовательно, «зло» и «отрицание» у лермонтовского Демона особого свойства. Это отрицание существующего Порядка, отрицание всего, что может установить пределы питания. И тут нельзя не почувствовать глубину философского анализа Лермонтова: духу, прозревающему истцу, чужды ограничения! Нет границ, следовательно, по человеческому познанию. Оно бесконечно. Его можно притормозить, даже «низвергнуть», но остановить совершенно нельзя! Такова первая мысль, вытекающая из ситуации, в которой оказался Демон. И далее: познающий дух, встречая пределы, бунтует! Это вторая философская мысль Лермонтова, которая приобретает характер активного призыва к борьбе за свободу. Демон предстает бунтарем во имя свободы, отрицателем старого. Это не сеятель зла в обычном смысле, тем более, что «зло наскучило ему»; он искатель нового - одинокий, страдающий, отверженный заурядным миром, но прекрасный в своем поиске. Поиски Демона, его страдания, «с небом гордая вражда»- воплощение умонастроений лучших людей 30-х годов XIX в.