Одной из вершин художественного наследия М. Ю Лермонтова является поэма "Мцыри" — плод
деятельной и напряженной творческой работы.
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную,
протестующую речь перед своим "слушателем" — старшим монахом.
В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу,
провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к
изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя,
приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год),
повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.
Перед "Мцыри" была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и
предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив
врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его
все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.
В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди" и поэме
"Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в
"Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с
грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от
личного счастья во имя идеала свободы.
Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов- декабристов.
Лермонтов этих понятий не разделяет: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда
воли.
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены,
трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы
на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе.
Короткие дни побега — это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он
называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к
родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно
любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией
воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в
намеках.
О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся
сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что
мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой,
но всем строем своих чувств он — воин.
Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: "Ты помнишь, в
детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не
видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в
грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.
Муж
потому что он знал; возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал
свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность
променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина,
что ему не удалось стать в ряды борцов: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с
судьбой".
Побежденный, Мцыри духовно не сломлен и остается положительным героем нашей литературы, а его
мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных
современников из дворянского общества.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая
свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с
бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами
поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой,
тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти
барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его
"прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Характеру героя соответствует и стих поэмы. Произведение Лермонтова продолжает традиции
передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою
"душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой
нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если
прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех
социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве
Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для
романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — "рассказать душу". Такой психологизм
произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал
социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в
самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления
("Однажды русский генерал..."). Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в
творчестве Лермонтова.
Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с
тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную
литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в
качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в его
стихах. Белинский повторял: "Все дышит самобытною и творческою мыслью".