Вдумаемся в реальный и знаменательный факт - почему в поэме нет типичного романтического конфликта избранной личности с обществом, с окружающими людьми? А ведь этот конфликт рождает презрение и ненависть к людям вообще. И это закономерно, ибо основой философии романтического (особенно байроновского) героя является индивидуализм. Отсюда избранничество, титанизм героя - он сильный, могучий, исполненный огненных, не доступных «толпе» страстей человек.
Ничего этого нет в поэме Лермонтова. Мцыри сознательно и даже демонстративно лишен автором избранничества, титанизма, у него нет презрения и ненависти к людям - он стремится к своему народу, любит свою родину. И это не случайные отступления от канонов. Они мотивированы реальной судьбой Мцыри. Этот хилый, болезненный мальчик - пленник. Но в слабом теле таится грозная, и мятежная сила, питаемая свободой. Она и подвигнула на побег, на преодоление трудностей. Именно эта цель и превращает мальчика в героя, в борении с враждебными силами проявляется богатство его слабой натуры.
Но это иная, не романтическая философия человека. Исторически она была раньше Лермонтова раскрыта Пушкиным в произведениях 1830-х годов. И не считаться С данным реальным фактом, игнорировать его нельзя. Отступления от романтических канонов носят программный характер - они порождены новыми убеждениями Лермонтова, характерными именно для 1839 года; отступления и вели к новому стилю поведения и мышления героя.
Романтический герой одинок, одиночество - благо для « него, для его духа. Одиночество же Мцыри не философского, но материального порядка - он пленник, и потому он ненавидит одиночество-плен, лишившее его свободы, родины, обычаев и обрядов его народа. В романтической поэме обязателен любовный сюжет. Потому-то он и определял структуру поэм Байрона, Пушкина, их продолжателей и самого Лермонтова - «Исповедь» и «Боярин Орша», в частности, построены на любовных коллизиях. Обязательность любовной темы обосновывалась все той же романтической философией героя: сильный человек, противостоя ненавистному обществу, практически бездеятелен, он должен был как-то раскрыть свою исключительную натуру, свои страсти, свое избранничество. Любовь, любовный конфликт и служили этой цели. Еще Руссо провозгласил: человек велик своим чувством. Любовь и выявляла величие и исключительность романтического героя.
В поэме «Мцыри» нет любовного сюжета - все по той же причине: героя вдох
* Я в жизни знал лишь страсть одну;
* И с ней в могиле я засну,
* Не разлучили люди нас,
* Не разлучит и смертный час.
* Она терзала грудь мою,
* Но я безумный все люблю
* Подругу дикую мою.
Поэзия романтическая - поэзия глубоко субъективная - всегда о себе, своих чувствах, эмоциях, думах. Юношеская поэзия Лермонтова была именно такой. Но после переезда в Петербург Лермонтов все пристальнее стал вглядываться в окружавшую его жизнь. Интерес к внешнему, объективному миру рождал скептическое отношение к сосредоточенности на собственной персоне. В конце декабря 1834 года в письме к М. А. Лопухиной он иронизировал над собой: «Говорить вам о себе? Право, я так надоел сам себе, что, когда я ловлю себя на том, что восхищаюсь собственными мыслями, я стараюсь припомнить, где я их вычитал!..»
Ирония эта, конечно, только робкий симптом начавшейся духовной эволюции поэта. Но недооценивать ее нельзя - она свидетельствовала не только о появлении скептицизма к своей позиции романтика, но и о рождающемся доверии к живой жизни, к объективному миру. Процесс этот важен тем, что он носил глубоко индивидуальный характер, был, так сказать, нетипическим явлением.
Поэма «Мцыри» - наглядный и красноречивый тому пример. Из явления буднично-деспотического, обыкновенного для самодержавной России насилия - учреждения института аманатов - поэт извлек необыкновенное, которое стало поэтической истиной.
В этой связи следует сказать, что существует группа исследователей, которая не просто отмечает отступления «Мцыри» от канонов романтизма, но считает необходимым или подчеркнуть, при объяснении этих отступлений, органическую связь поэмы с реалистическими произведениями Лермонтова 1837-1840 годов, или, более решительно, обратить внимание на ее реалистические элементы.