«Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны - это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая - реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по предмету изображения, и по композиционно-стилистическим особенностям. В «Песне про купца Калашникова» поставлена проблема чести и долга. В современной ему действительности Лермонтов не нашел, да и не искал, такого жизненного материала, который дал бы возможность создать художественную ситуацию, полно и глубоко раскрывающую эту нравственную проблему, поскольку вокруг себя он не видел людей, способных на подвиг во имя чести и долга: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию - презренные рабы». Поэт обращается к истории, к временам Ивана Грозного, и создает такую жизненно правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя свершения подвига во имя чести и долга.
В «Мцыри» нет правдоподобия жизненных ситуаций. Содержание этого произведения не есть отражение каких-то конкретных картин, как в «Песне про купца Калашникова», оно скорее философски символично. В плане философском в поэме «Мцыри» ставится и разрешается проблема смысла жизни, в ней утверждается жизнь как действие, как борьба, и только такая жизнь имеет смысл:
* Я мало жил, и жил в плену.
* Таких две жизни за одну,
* Но только полную тревог,
* Я променял бы, если б мог.
Гибель героя, не выдержавшего схватки с природой, но не сломленного и не примирившегося с монастырским пленом, символизирует гибель лучших людей лермонтовского времени в условиях николаевской реакции. В основе сюжета обеих поэм лежит стремление героя к достижению определенной цели. В «Песне про купца Калашникова» Степан Парамонович стремится отомстить обидчику и отстоять семейную честь. Главный мотив, побуждающий Калашникова к действию, - чувство семейного долга и собственного достоинства. В поэме «Мцыри» герой стремится вырваться из монастырского плена на свободу. Главный мотив, побуждающий его к побегу из монастыря,- это свободолюбие, это взгляд на жизнь как на активное действие, это отказ от жизни, если она не борьба.
Но развиваются сюжеты в поэмах по-разному: в «Песне про купца Калашникова» преобладает эпическое начало, в поэме «Мцыри» - лирическое. В «Песне про купца Калашникова» сюжет - это столкновение между главными действующими лицами поэмы: Калашниковым и Кирибеевичем. Основные элементы сюжета : предыстория конфликта - царский пир и признание Кирибеевича в любви к Алене Дмитриевне; завязка конфликта поэмы - домогательства Кирибеевича Алены Дмитриевны; основные этапы в развитии конфликта - объяснение Калашникова с женой, сооб-пдение братьям о своем решении отомстить обидчику; кульминация конфликта - кулачный бой; развязка казнь Калашникова.
В «Мцыри» сюжет определяется изменением внутренних переживаний, чувств, мыслей героя от восторженного упоения свободой до ясного осознания своей обреченноеTM на гибель в стенах монастыря. В движении сюжета поэмы можно выделить определенные этапы - это этапы в развитии переживаний. По-разному раскрываются
По-разному в этих поэмах выражено присутствие автора. В «Песне про купца Калашникова» поэта с его собственными переживаниями нет. Можно говорить только об авторском отношении к героям, которое раскрывается композиционными средствами. «Песня про купца Калашникова» построена по композиционному плану народных исторических песен: 1) зачин - песня гусляров, 2) содержание песни, 3) концовка. Авторская оценка героев выражена косвенно:
И гуляют-шумят ветры буйные Над его безымянной могилкою. И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.
Композиционная форма исторической народной песни обусловила систему изобразительно-выразительных средств поэмы, ритмико-мелодический строй ее (народный тонический стих).
Затем идет исповедь Мцыри, построенная как лирический монолог, как рассказ самого героя о том, что он пережил, перечувствовал за три дня своего блуждания по лесу. В монологе личность автора полностью сливается с личностью героя: «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».
За строками исповеди Мцыри мы видим поэта, который «брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. Кажется, будто поэт до того был отягощен обременительною полнотою внутреннего чувства, жизни и поэтических образов, что готов был воспользоваться первою мелькнувшею мыслию, чтоб только освободиться от них, - и они хлынули из души его, как горящая лава из огнедышащей горы, как море дождя из тучи (…) Этот четырехстопный ямб с одними мужескими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».