Величайшее создание М. Ю. Лермонтова, поэма «Мцыри», была написана в 1839 году и опубликована в 1840 в сборнике стихотворений поэта.
Сюжет произведения прост. Мцыри, кавказский юноша, взят русским генералом в шестилетнем возрасте в плен, но в пути мальчик заболел и был отдан на излечение в монастырь. По свидетельству А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастакова, в основу поэмы положен действительный случай. Лермонтову могла быть знакома история чеченца Захарова, который стал художником. Его генерал Ермолов увез потом в Тифлис.
К поэме «Мцыри» поэт взял эпиграф из Первой Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Эти слова Библии указывают на обреченность героя.
Особенность композиции поэмы Лермонтова в том, что она состоит из 26-ти глав, две из которых — экспозиция, описание героя. 24 главы составляет рассказ Мцыри о трех днях, проведенных им на воле.
Поэт доверяет герою самому рассказать о пережитом, так как он лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания. Почти вся поэма, кроме эпического зачина, представляет собой исповедь Мцыри. Умирающий чеченский юноша рассказывает пришедшему к нему чернецу о трех днях жизни вне монастыря, который стал у Лермонтова символом замкнутого пространства, враждебного свободолюбивому характеру героя. Мцыри является и главным действующим лицом, и рассказчиком одновременно. Страстно звучит его речь:
Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах…
Герой поэмы Лермонтова — это «естественный человек», вынужденный жить в неволе чуждого ему монастыре. Он не хочет смириться с затворничеством, его идеал — свобода. Мцыри полон непреклонной воли найти свою потерянную родину. Он прежде всего герой действия, непосредственного поступка. Убегая из монастыря, Мцыри надеется вернуться в страну отцов, в родной аул, к сестрам, к отцу…
Он страдает от одиночества, для него божья обитель — тюрьма. Несвобода, отсутствие «души родной» — не для него. Он даже произносит клятву:
Хотя на миг когда-нибудь
М
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…
Убежав «в час ночной, ужасный час» из монастыря, Мцыри обрел желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел обычную человеческую жизнь, ощутил свое родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.
Но затворничество в монастыре наложило своей отпечаток — Мцыри слаб телом, жизненные силы его не развились соответственно могучему духу, который в чуждом укладе обречен на гибель. Беда в том, что и к воле Мцыри не приспособлен.
Путь героя на свободе внутренне замкнут. Мцыри движется как бы по кругу. Сначала природа оправдывает его надежды: он ликует, рассказывая старику монаху о впечатлениях от родного края, о том, что ему были понятны «думы» скал, причудливые хребты гор… Он как будто слился с космосом:
…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Встретившаяся на пути Мцыри молодая грузинка взволновала его. Герой победил барса. Но одновременно стихийные силы были ему и страшны:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота…
Юноша не мог преодолеть дикость естественной среды. Сжиться с ней у него не было сил. Мцыри понял, «что… на родину следа» ему никогда не проложить… И вновь — невольное возвращение к монастырю, услышанный звон колокола.
Трагическое бессилие героя привело к отказу от поисков. Мцыри терпит поражение, но это не отменяет порыва к свободе. Символом неуспокоенности, мятежности духа становится этот порыв. Но «пищи» для силы духа нет, Мцыри ищет приют в раю. В «заоблачном краю» он готов променять «рай и вечность» на полную опасностей жизнь в стране отцов.
Герой поэмы близок Лермонтову своим свободолюбием. Оба они в детстве были лишены родительского тепла, страдали от одиночества, любили вольную природу Кавказа. Мцыри является носителем авторских идеалов. Лермонтов сочувствует своему герою, который в этом мире не нашел «души родной», был одинок, но не желал с этим мириться.