Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.МцыриСвоеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри»)

Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри»)

Умчался век эпических поэм,

И повести в стихах пришли в упадок.

М.Ю. Лермонтов

Слово «поэма» нам хорошо знакомо: это большое сюжетное произведение в стихах, в котором есть и повествование, и в то же время отчетливо слышен голос автора. Поэмы пришли к нам из старины,

где представляли эпос, торжественное, неспешное и величественное повествование о далекой старине, о великих войнах и героях.

XIX век обратился к личности. Личность - вот центр романтической поэмы. А рядом с идеей личности живет не менее важная идея свободы. Свобода и личность существуют в романтической поэме как понятия неразрывные, им-то и противостоит мир внешний, воплощением которого становятся тюрьма, монастырь, неволя.

В 1822 году были опубликованы «Шильонский узник» Байрона в переводе Жуковского и «Кавказский пленник» Пушкина. Через два десятилетия появились романтические поэмы Лермонтова. В конце 1830-х годов казалось, что поэма окончательно устарела. Однако время это дало последнюю яркую вспышку жанра - поэмы «Демон» и «Мцыри».

Мне больше понравилась поэма «Мцыри», в которой есть тяга к познанию и свободе. Ее герой - сильный и гордый грузинский юноша. Мцыри может не бояться бури, победить барса, быть сильным и могучим, но лишь до известного предела:

Да, заслужил я жребий мой!

Могучий конь в степи чужой,

Плохого сбросив седока,

На родину издалека

Найдет прямой и краткий путь.

Что я пред ним?

«Мцыри» - лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя позволяет глубоко и полно изобразить внутренний мир героя. Действие сосредоточено вокруг одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку. Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие ее от обычных романтических поэм. Но в поэме Лермонтова нет ничего таинственного. Начинается поэма с точного указания места действия:

Немного лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

Затем автор дает вступление, в котором подготавливает читателя к пониманию душевного состояния героя. Сама исповедь Мцыри предс

тавляет собой взволнованную речь героя и излагает все им пережитое. Много места уделено картинам природы. Как различно воспринимают природу Мцыри и монахи:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад,

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Природа для Мцыри - это воплощение воли, неисчерпаемой силы, красоты - всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, в «душных кельях» монахов и к чему так сильно, пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Свободный и прекрасный, описанный с удивительной мягкостью, пластичностью и теплотой мир Кавказа остается недостижимым. И виной тому не преследователи (за Мцыри никто не гонится), а сама природа. Чем дальше развивается действие, тем враждебнее внешний мир к Мцыри: герой чужд природе и, видимо, уже чужд отцовскому дому. Неволя сделала свое дело.

Могучий Мцыри сравнивается со слабым темничным цветком. Показательны предсмертные мечты Мцыри:

Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать -

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста...

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист,

И так прозрачно золотист

Играющий на солнце лист!

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Герой не может оставаться узником, но у него не хватает сил на свободу, на борьбу, на выход из неволи. Невинный страдалец

и гордый бунтарь превращается в усталого человека. Эта усталость сквозит в финале «Мцыри», она же слышится в одном из последних стихотворений Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу».

Усталость романтического героя, его уход из мира неразрешимых проблем были отражением реальной жизни. Романтическая поэма много говорит о людях первой половины XIX века, их страстях, мыслях, душевных порывах. И, как всякое подлинное искусство, она перерастает свое время, свою культуру. Даже сейчас мы читаем эту поэму и восхищаемся как ее создателем, так и героем. Я бы не хотел оказаться на месте Мцыри, потому что сидеть за решеткой - это неинтересно, но Мцыри мне нравится своим характером, волей к свободе.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри»)

Слов:626
Символов:4809
Размер:9.39 Кб.