Всю свою недолгую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов испытывал острое чувство одиночества. Он тосковал по рано умершей матери, по отцу, с которым его властная бабушка не разрешала видеться, по друзьям, которых из-за его дерзкого характера было не так уж много, по любви, которой не суждено было стать счастливой. Ощущение одиночества и отверженности усугубилось тем, что за брошенное в адрес царя обвинение в смерти Пушкина в стихотворении "На смерть поэта" поэт был выслан на Кавказ.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей…
Обличительный характер этого стихотворения вряд ли мог понравиться царю и его слугам. Окружающие Лермонтова люди тоже не спешили выражать восхищение его талантом. За признание стихов опального поэта можно было легко попасть в немилость к власть имущим. Чем упрямее высказывал Лермонтов опальные мысли в своем творчестве, тем плотнее замыкался круг одиночества вокруг него."За стеной Кавказа" его поджидали отверженность и ранняя смерть от пули Марты
В стихотворении "Белеет парус одинокий" поэт, на мой взгляд, под парусом подразумевает себя.
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Действительно, порой кажется, что Лермонтов бежит простого человеческого счастья.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.!
Вольно или невольно, но эти строки поэт написал и о себе. Современники вспоминали, что на Кавказе он вел себя так, словно бы искал смерти. Ни в Петербурге, ни в Москве, ни, тем более, на Кавказе никто в полной мере не осознал величины его таланта. Понимал ли сам Лермонтов свое значение для русской литературы? Мог ли сам себе представить, что прожив всего лишь двадцать семь лет, он со своим творчеством навеки останется в сокровищнице российской словесности? Как бы мне хотелось, чтобы он узнал о своей гениальности при жизни! Тогда бы он сумел объяснить самому себе причину своей отверженности и одиночества. Он бы понял, что его общество в основном состоит из посредственностей, а самобытному, талантливому человеку всегда одиноко среди таких людей. И посредственности чураются таланта, потому что, если они признают, что человек талантлив, сразу станет заметной вся ничтожность их жизней.