Лермонтов — певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей, смелых дум и гордых душ. Читая поэмы, живем в атмосфере героизма.
Один из любимых образов Лермонтова — народный певец. Древние певцы вдохновляли бойцов на битву, хранили память о героях.
В юношеском стихотворении «Песнь барда» (1830) поэт рассказывает о том, как старый певец вернулся домой после долгого отсутствия и застал Родину порабощенной. Он бросил на землю и раздавил ногой свои гусли.
Народных певцов встречаем и в поэме «Песня про купца Калашникова...». (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Здесь это «ребята удалые, гусляры молодые, голоса заливные». Свою песню они сложили «на старинный лад», певали «под гуслярный звон».
Подлинная жизнь послужила со/держанием их песни. Память о подвиге Калашникова сохранило народное предание. Этот подвиг имеет высокий моральный смысл.
Калашников выходит на смертный бой с Кирибеевичем не только чтобы отомстить за позор собственной семьи, но и казнить царского любимца за оскорбление человеческого достоинства, за несправедливость. «Постою за правду до последнева», — говорит Калашников перед боем, а младшим братьям в случае поражения завещает продолжать борьбу «за святую правду-матушку».
Как могучий былинный богатырь созывает свою дружину, так зовет своих братьев Калашников:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил;
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Правдивость и мужество роднят героя Лермонтова с героями народных песен. Он смело смотрит в глаза смерти и не хочет ценою лжи спасти себе жизнь.
На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» убил он его приближенного, раздается бесстрашный ответ: «Я убил его вольной волею».
Героя произведения Лермонтова хоронят «промеж трех дорог». Мимо его могилы идут люди. Все о нем помнят, и каждый по-своему чтит смелого борца за правду:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.
От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории — время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие поэмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей, Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем.
Действие происходит в древней русской столице — Москве. Еще в правление деда Грозного, Ивана III, Европа, едва подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена появлением на своей восточной границе огромного государства. И в центре этого государства была Москва, а в центре Москвы, на горе, точно сказочный замок, высился Кремль. Он был окружен водой и рвами, с подъемными мостами, стенами с башнями. В этой неприступной крепости высились белокаменные златоверхие храмы, дворцы, палаты, терема. У Никольских ворот помещались в клетках живые львы, присланные царю Ивану Васильевичу в подарок английской королевой, и стоял живой слон, вывезенный из Аравии.
Площадь перед Кремлем была центром всей московской жизни. Прямо перед Кремлем тянулись торговые ряды. Около Покровского собора (больше известен под названием храма Василия Блаженного) стояли пушки и возвышалось лобное место, с которого читались царские указы, говорили с народом воеводы. Сюда стекались толпы народа, полного гнева, в дни мятежей. Здесь же происходила и кровавая расправа царя с народом.
С утра до вечера на площади стоял крик, ржание коней. Среди палаток, ларьков, распряженных телег в толпе крестьян и посадских людей сновали блинники, сбитенщики, пирожники, громко выкрикивая свой товар. А в торговых рядах, около лавок с шелками, сукнами, мехами, важно расхаживали бояре и боярыни, которых зазывали к себе купцы. А то вдруг пройдет с веселой песней пестрая толпа скоморохов, раздастся пронзительный крик юродивого или протяжная песня нищих слепцов — «калик перехожих».
Но вот наступает вечер. В церквах отзвонят вечерню, и площадь начинает быстро пустеть. Скоро заскрипят на все лады окованные железом тяжелые ворота кремлевских башен, в конце улиц расставят решетки, охраняемые сторожами, так что из улицы в улицу нельзя и пройти. Наступит ночь, темная и тревожная, с грабежами и убийствами.
И, чтобы не застала их ночь, купцы спешат закрыть свои лавки тяжелыми засовами и уходят домой к себе в Замоскворечье, где живут в высоких бревенчатых домах «в два жилья», с тесовыми кровлями. В каждом доме — множество кладовых, каждый дом — маленькое самостоятельное хозяйство.
В поэме Лермонтова живо встает картина древней Москвы, а Москва дана на фоне любимой поэтом русской природы, на фоне зимы. Мы слышим, как распевает метелица, когда запирает свою лавку Степан Парамонович, торопясь домой, и мы представляем себе вместе с ним, как в зловеще сгустившемся мраке «валит белый снег, расстилается, заметает след человеческий», когда с возрастающей тревогой смотрит он в окно, ожидая Алену Дмитревну. Наконец она появляется. Ее косы русые «снегом-инеем пересыпаны». В метель происходит встреча Алены Дмитревны с Кирибееви-чем, «снегами рассыпчатыми» умывается заря клан в день поединка, и на «холодный снег» падает пораженный смертельным ударом Кирибеевич, «на холодный снег, будто сосенка»...
XVI век — начало новой эры во всем мире. Со второй половины XV столетия начинается величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Идет борьба за свободу мысли. Начинается расцвет науки и искусства. Это эпоха Коперника и Джордано Бруно, Бэкона и Галилея, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рабле, Серв
На протяжении двух с половиной веков Европа была оторвана от Востока турками и татарами. На пороге XVI столетия европейцы начинают искать обходных путей на Восток. Смельчаки отправляются в далекие морские плавания. Это Магеллан, Васко да Гама, Колумб. Они открывают новые пути и земли. Русские смельчаки во главе с Ермаком проникают в глубь Сибири. Некоторые из «торговых мужиков», как тогда называли в России купцов, ездили далеко на восток или отправлялись на утлых суденышках в заморские страны, подвергаясь опасности крушения и гибели в бурных волнах Студеного (Белого) и Западного (Балтийского) морей.
К могучим натурам того времени относится и герой поэмы Степан Парамонович Калашников.
Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжелой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный.
Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические условия не дали ему возможности это выполнить.
Молодой опричник Кирибеевич изображен Лермонтовым как «добрый молодец»". Его любовь к Алене Дмитревне не каприз, а серьезное чувство. Зная, что она его не любит, он просит царя отпустить его в приволжские степи, где он сложит свою «буйную головушку», которая от черной думы к земле клонится. Его «очи слезные коршун выклюет», его «кости сирые дождик вымоет». Но Кирибеевич, гибнет не в битвах с врагами, а на поединке с Калашниковым.
Этот поединок Лермонтов дал, как бой двух русских богатырей, равных по своей силе: «богатырский бой начинается». Победителем в нем оказался тот, на чьей стороне справедливость. Лермонтов показал, какое значение имеет для победы моральное превосходство противника. Еще никто не побеждал в бою Кирибеевича: его победил только тот, кто боролся за правду.
Вызывая на бой «супротивника», богатыри, чтобы раззадорить других бойцов, хвастались своей силой. Точно так же подсмеивается над плохими бойцами и Кирибеевич: «Присмирели небойсь, призадумались!» Толпа раздвигается в обе стороны, и выходит Степан Парамонович.
Кулачные бои были широко распространены в годы Лермонтова. По праздникам, на льду большого пруда в деревне Тарханы, где прошло детство поэта, собирались крестьяне «разгуляться для праздника, потешиться». Бойцов окружала громадная толпа зрителей, а случалось, присутствовал Лермонтов.
Народная поэзия имела своеобразную технику, выработанную веками. Существовал целый ряд художественных приемов для описания наружности, костюма, седлания коня, выхода бойцов и т. д. Овладевший этими приемами не только запоминал былины, но и мог вносить свои добавления, импровизировал, не нарушая целостности впечатления.
Художественными приемами устного народного творчества мастерски владел Лермонтов. Его «Песня» так музыкальна, что могла бы исполняться под «гуслярный звон».
Поэтический мир «Песни» Лермонтова — это мир русской народной поэзии, а ее действующие лица будто вышли из народных песен и сказок. Голубь сизокрылый — добрый молодец опричник Кирибеевич, сизый орел — удалой купец Калашников, зоркий ястреб — грозный царь Иван Васильевич, лебедь белая, лебедушка — красавица Алена Дмитревна — все они как живые проходят перед нами.Чтобы создать живописные картины, Лермонтов пользуется яркими красками, как это принято в песнях и былинах: заря алая, горы синие, брови черные, грудь белая, черный соболь, белый снег, солнце красное.
Кирибеевич также одет, как персонаж песен. У него кушачок шелковый, шапка алая, черным соболем отороченная. И песенной красавицей выглядит Алена Дмитревна с ее румяными щеками, золотистыми косами и яркими лентами.
«Песня» Лермонтова — эпическое произведение. Она начинается с особого вступления, или «запева». «Запев» подготавливает слушателей, вводит их в настроение произведения, в ритм стиха, помогает сосредоточиться на содержании:
Ох ты той еси, царь Иван Васильевич!
А дальше следует «зачин», начало самого повествования:
Не сияет на небе солнце красное...
Стройность — ее отличительная черта. Она делится на три части, из которых каждая завершается припевом «веселых молодцов»:
Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Заканчивается «Песня» обычным величанием всех присутствующих.
Интерес к народному творчеству в русском обществе 30-х годов прошлого века был велик. Пушкин много народных песен включил в «Капитанскую дочку». Гоголь написал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки» на основе изучения народного творчества Украины. Народные песни собирали многие писатели, с которыми Лермонтов был знаком. Но особенно большим поклонником народной поэзии был ближайший друг Лермонтова Святослав Раевский, сосланный за распространение стихов Лермонтова, написанных на смерть Пушкина.
С русской народной поэзией Лермонтов, выросший среди народа, был знаком с детства. В саду, в деревне, в поле — песни звучали всюду. Среди гребенских казаков, на Тереке, где гостил он с бабушкой у р(?дственников, были распространены песни про Ивана Грозного. «Если захочу вдаться в поэзию народную, то верно нигде не буду искать ее, как в народных песнях», — записал Лермонтов в своей тетради, когда ему было пятнадцать лет. В то время он жил в Москве. Проводя летние каникулы под Москвой, в Середникове, юный поэт собирал народные песни. Был знаком он и с имевшимися тогда печатными сборниками.
В пансионе и дома Лермонтов учился у А. Ф. Мерзлякова, преклонявшегося перед народным творчеством, в русских песнях видевшего «русскую правду, русскую доблесть». В пансионе юный поэт занимался у комментатора «Слова о полку Игореве» профессора Дубенского, автора труда о народном стихосложении. Раскрывая богатство стихотворных ритмов народного творчества, Дубенский призывал писателей искать тайну стихотворного склада в русских песнях. Лермонтов, по-видимому, внимательно прислушивался к этим советам, так как еще в пансионе у него были опыты с тоническим стихом, каким создавал народ свои произведения. Вот почему не удивительно, что гениальный наш поэт написал свою «Песню про купца Калашникова» как подлинный сказитель-импровизатор и, по словам Белинского, «вошел в царство народности как ее полный властелин»(В. Г. Белинский, т. 6, .).