Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности (”Смерть поэта”, Как часто пестрою толпою окружен”).
Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света - опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в “Думе” (”Печально я гляжу на наше поколенье”), где все общепринятые ценности поэт признает ложными. Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность (”Парус”), желание активно бороться за нее (”Я жить хочу! хочу печали”. 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в “стране рабов, стране господ” - второй важнейший лермонтовский мотив (”Утес”, “На севере диком”). Герой обречен быть вечным странником (”Нет, я не Байрон”, “Кинжал”, “Листок”), изгнанником (”Тучи”), узником (”Желание” - 1832, “Узник”, “Соседка”). Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир.
Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость (”Пророк”). Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта рас- крывают строки из “Думы”:
* И царствует в груди какой-то холод тайный,
* Когда огонь кипит в крови”,
жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. “Холод тайный” приводит героя к пессимизму и опустошенности:
* И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
* Такая пустая и глупая шутка”;
* И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
* Глядя насмешливо назад”
”Огонь в крови” заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовский мотив. Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом (”Ангел”, “Ветка Палестины”), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души (”На севере диком”, “Утес”, “В полдневный жар в долине Дагестана”). Однако он не верит в дружбу (”…друзей клевета ядовитая…”), что же касается любви -
* Любить… но кого же? на время - не стоит труда,
* А вечно любить невозможно”.
Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от “Брожу ли я вдоль улиц шумных” к “Вновь я посетил”), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре “Выхожу я один на дорогу”. Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. “Бородино” - очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении “Валерик” (”Я к вам пишу случайно”).
Народ помогает герою обрести родину. Родина - одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонто
Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова - одно из конкретных проявлений активности личности вообще.
Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка…” Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова.
И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает лермонтовского героя насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике.
Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты , даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: …Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др. Так стихотворение “Смерть поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале , когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его.
Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
* Проснешься ль ты опять,
* Осмеянный пророк,
* Иль никогда на голос мщенья
* Из золотых ножон не вырвешь
* Свой клинок,
* Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.